Последние десятилетия значительно изменили суждения о целях образования и методах его получения. Сегодня обучение понимается, как процесс подготовки учащихся к занятию активной жизненной позиции, чтобы меть возможность успешно разрешать реальные жизненные ситуации, к примеру, собственными силами выполнить подготовку к ЕГЭ по биологии с нуля или с группой единомышленников подготовить интересный социальный проект. Уметь сотрудничать, взаимодействовать при групповой работе, иметь расположенность к быстрому перестроению в ответ на обновление задачи – незаменимые качества, которыми обязательно стоит овладеть подрастающему поколению.
Я считаю, что метапредметные и предметные результаты закладывают основы комплексного видения химических закономерностей, дают различные подходы и решения сложных проблем при изучении химических процессов. Как показывает опыт, межпредметные и предметные результаты выступают непременным условием развития у учащихся интереса к знаниям: подготовка к ЕГЭ по биологии с нуля не возможна без получения основных знаний по предметам естественно-научного цикла.
На своих уроках я добиваюсь метапредметных и предметных результатов, применяя технологию развития критического мышления с 2013-2014 учебного года.
Технология развития критического мышления
Данная технология постепенно набирает популярность в России с 1997 года. Структура технологии развития критического мышления сформирована западными педагогами Дж. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Считается, что стандартный урок в рамках технологии развития критического мышления имеет 3 стадии: вызов, осмысление содержания и рефлексии.
Определенная стадия обладает собственным содержанием и имеет отличительные особенности в деятельности педагога и обучающегося.
1-ая стадия - вызов.
Например, на уроке по теме: «Водород» на этой стадии я активизирую познавательную активность учащихся с помощью характеристики элемента не называя его с помощью приёма «покопаемся в памяти». В каждом классе есть «Знайки», которые называют этот элемент по его характеристике. Далее, что бы ввести в учебную работу весь ученический коллектив, я предлагаю работу с информационными листами (раздаточный материал) с последующим обменом информации.
Используем приём «согласен – не согласен», например в 10 классе на уроке по теме «Жиры». Учащиеся работают с таблицей - напротив каждого предложения ставят «+» - если они с ним согласны, «-» - если не согласны и «?» - если затрудняются ответить.
2-ая стадия – осмысление содержания.
На своих уроках мы используем методический приём «Ромашка Блума», где учащиеся выбирают лепесток-вопрос по своим возможностям и интересам. Что является одним из факторов снятия тревожности перед изучением незнакомого материала.
К примеру, при прохождении темы в 10 классе «Предельные углеводороды» на лепестках «Ромашки Блума» были предложены следующие вопросы (работа в группах с учебным текстом):
- Объясняющие вопросы. Объясните, почему валентность углерода в составе органических соединений равна IV?
- Простые вопросы. Укажите общую формулу гомологического ряда и агрегатное состояние предельных углеводородов.
- Уточняющие вопросы. С какими веществами взаимодействуют углеводороды?
- Практические вопросы. Составьте алгоритм получения предельных углеводородов.
- Творческие вопросы. Соберите модель октана используя специальный конструктор.
3-я стадия – рефлексия.
Процесс рефлексии заключается в осознании своих мыслей и воздействий, в осознании мыслей и действий других людей.
Таким образом, употребляя на своих занятиях технологию развития критического мышления, мне удается заставить работать весь класс. Осознанно и вдумчиво читать учебный текст, выслушивать и воспринимать рассказ учителя и ответы товарищей, с интересом выполнять экспериментальную часть, использовать медиаресурсы в поисках новых знаний, систематизировать изученный материал, определять круг вопросов требующих доработки и чувствовать себя комфортно в школьной образовательной среде, тем самым упрощается достижение предметных и метапредметных результатов.
Скачать статью полностью
|