Тропина И.В.
Роль семьи в жизни человека огромна. Все социальные институты утверждают, что именно семья начинает формировать личность будущего гражданина своей страны. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых). В семье формируются базовые ценностные ориентиры человека, которые определяют его стиль жизни, уровень притязаний, жизненные стремления, планы и способы достижения поставленных целей.
Дети, оказавшиеся в детском доме, как правило, либо никогда не имели семьи, либо она оставила в памяти ребенка негативный опыт. Ведь в большинстве таких семей наблюдается искажение нравственно-этических норм, традиций, семейного уклада, вытеснение духовных ценностей, ослабление воспитательной функции семьи или вообще самоустранение родителей от воспитания и развития своих детей.
Выпускники детского дома зачастую испытывают трудности в самостоятельной жизни, не знают, как создать и сохранить свою семью, обустроить быт, не имеют представлений о брачно-семейных отношениях, не способны разумно организовать свободное время.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин, потому что они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации».
В настоящее время актуальной проблемой многих учреждений для детей-сирот является воспитание семьянина в условиях детского дома. Актуальность данной проблемы обуславливается и тем, что дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными создать свою семью, воспитать своих детей, которые затем нередко повторяют их судьбу. Воспитанники детского дома испытывают сложные, противоречивые чувства к своим родителям и к тому, что с ними произошло, и все это не может не отражаться на их отношениях с другими людьми.
Анализ ситуации в нашем детском доме показывает, что все воспитанники являются социальными сиротами, это говорит о том, что каждый ребенок до сиротского учреждения воспитывался в неблагоприятных условиях, следственно, имеется искаженное представление о роли семьи: отца, матери, о внутрисемейных отношениях. Именно поэтому перед педагогами устанавливается задача, направленная на подготовку воспитанников к роли семьянина, по формированию положительного образа родителей и семьи. На сегодняшний день государственных программ семейного воспитания детей-сирот не существует, в связи с этим возникает острая необходимость создания программы по подготовке воспитанников детского дома к семейной жизни. В нашем детском доме данной программой является программа «Семейный очаг».
Программа "Семейный очаг"
|