Конфликт – это всегда огромное нервное напряжение для учителя. В школе конфликты возникают между отдельными детьми, детьми и педагогами.
Разрешение любого конфликта требует от учителя сил, опыта, знаний, тонкого понимания детской психики, терпения, объективности. Нередко конфликт – это лакмусовая бумага, которая выявляет достоинства учителя, его мастерство и авторитет.
Различные конфликты имеют единые признаки. Обычно ученик настолько охвачен обидой, гневом, что поступает вопреки здравому смыслу. Чаще всего он видит причину конфликта не в своем поступке, а в действиях других людей. Разумные советы учителя в этом случае бесполезны, так как они просто не воспринимаются детьми.
Нередко, если конфликт затягивается, у ребенка возникает депрессия, равнодушие ко всему на свете. Иногда же, наоборот, появляется возбуждение, которое завершается ожесточением, срывом, дракой. У некоторых детей при конфликте возникает агрессивность, проявляющаяся в недоверии, подозрительности. Другие дети, наоборот, замыкаются, уходят в себя.
При затянувшемся конфликте истинные причины столкновения постепенно затушевываются, заменяются новыми, часто субъективными. Иногда учитель, не имевший никакого отношения к конфликту, в сознании ребенка может стать его главным виновником.
Чем дольше конфликт, тем хуже становятся отношения между собой. Справедлива в данном случае пословица: «Худой мир лучше всякой ссоры».
Конфликты между отдельными детьми бывают вызваны разными причинами. Основные причины – зависть к успеху товарища, эгоизм школьника, несогласие с мнением товарищей, действия назло и т.д.
Конфликты часто разрешаются путем драки. Поводом к драке бывают взаимная неприязнь, ябедничество, испорченное настроение, спор.
Когда между учащимися возникает спор, учителю надо прежде всего выяснить истинную причину его возникновения, кто виноват и в какой мере. Затем учитель должен погасить страсти. Он может выразить свое возмущение по поводу случившегося. Но это положит конец начинающемуся конфликту и заставит задуматься всех ребят только в том случае, если конфликтующие стороны виноваты в равной степени. Если же в конфликте явно права одна и не права другая сторона, такой способ не годится. Когда учитель уговаривает обиженных, те еще больше распаляются.
Когда осуждает виноватых, те еще сильнее упрямятся. Здесь надо дать время, чтобы страсти улеглись и сами учащиеся осознали и оценили не только действия другой стороны, но и собственные. Учитель может вмешаться лишь в том случае, если видит, что у детей накапливается обида и они начинают проявлять мстительность. Надо решительно осуждать такие эмоциональные проявление, поскольку они разрушают коллектив.
Наиболее сложный характер носят конфликты между педагогами и учащимися. Большинство конфликтов с учителями бывает вызвано тем, что учащийся несерьезно относится к урокам, нарушает дисциплину. Нередко причиной конфликта служит субъективизм такого учителя в оценке того или иного подростка. Корни такого субъективизма надо искать в отсутствии мастерства педагога.
Недостаток мастерства педагогов проявляется в разных формах. Одна из них - педагогическая бестактность. Например, учителю жаль ребенка, который лишен нормальных условий жизни. Если сострадание высказывается при всех, то это вызывает озлобление. Самолюбие подростка не выносит публичной жалости.
Большую ошибку совершают те учителя, которые выражают антипатию по отношению к трудному ученику, допуская пренебрежительные замечания. Ощущения собственной неполноценности, отсутствие веры в себя вызывают у подростка чувство обиды, желание во что бы то ни стало доказать обратное. А поскольку он не может этого доказать хорошей учебой, то ведет себя с показной независимостью, нарушает дисциплину, у него возникает неприязнь к учителю.
Недопустима чересчур нервная реакция на нарушения дисциплины учеником. Некоторые педагоги допускают насмешки по поводу внешнего вида ученика, его дружбы с девочкой, что крайне недопустимо.
Тактичность, внимание, поощрение каждого, хотя и небольшого успеха поможет учителю избежать конфликтов.
Если в конфликте виноват учитель, нельзя принуждать ученика просить извинения, иначе неизбежна потеря авторитета учителя. Признание учителем своих ошибок – элементарная норма педагогической этики. Как правило, конфликты учителя с учениками возникают из-за особенностей их характера. Умный педагог разрешит конфликт самостоятельно, не прибегая к помощи администрации. Учитель, который привлекает к конфликту администрацию, ухудшает свои отношения с детьми.
Учителю следует перебрать несколько вариантов разрешения конфликтной ситуации, тщательно продумать возможные последствия каждого варианта и найти наиболее оптимальный.
|