Главная » 2016»Август»26 » Важнейшие навыки и методики обучения смысловому чтению
Важнейшие навыки и методики обучения смысловому чтению
Информационная статья "Важнейшие навыки и методики обучения смысловому чтению"
Информационная статья
Автор: Лукьянова Наталия Петровна, учитель химии МОУ «Гимназия № 12 Краснооктябрьского района Волгограда».
В новых образовательных стандартах одним из требований к образовательному процессу является формирование стратегии смыслового чтения, которое в современном информационном обществе носит метапредметный характер. Чтение, как известно, - навык. Научить учеников в полной мере понимать смысл того, что они читают, ‒ самая большая услуга, которую может оказать им учитель. Если учащиеся умеют читать, им под силу практически любая задача.
Для развития навыка смыслового чтения необходимо четыре навыка: декодирование текста, беглость чтения, лексический запас, понимание текста. Рассмотрим каждый навык более подробно.
Декодирование ‒ это процесс расшифровки письменного текста с целью идентификации представленных в нем устных слов. Недостаточно развитый навык декодирования текста встречается не только у учеников младших классов и негативно сказывается на достижениях даже в остальном весьма хорошо подготовленных детей. Если ученику трудно прочесть два‒три слова из предложения и ему приходится концентрировать всю энергию на соединении букв в слоги и слова, у него, скорее всего, остается слишком мало сил и ресурсов памяти, чтобы понять смысл всего предложения или даже чтобы помнить начало читаемой фразы к ее концу. Учитывая несомненную важность декодирования текста на любом уровне, учитель должен стараться всегда, в любой ситуации, исправлять ошибки при применении данного навыка - какой бы предмет и в каком классе он ни преподавал.
Существует два метода исправления ошибок декодирования текста, весьма эффективных с точки зрения экономии учительского времени: «пригвоздить ошибку» (быстро повторить неправильно прочитанное слово с вопросительной интонацией) и «пометить место» (перечитать три-четыре слова до того, в котором была сделана ошибка, и, дойдя до этого момента в тексте, интонационно скомандовать ребенку продолжить чтение). Однако учителю не следует вместо учащегося исправлять ошибку и просить ребенка правильно повторить за ними слово. С декодированием этот процесс не имеет ничего общего. Конечно, в некоторых ситуациях эхо-коррекция необходима ‒ например, когда требуется максимально ускорить учебный процесс. Однако следует помнить, что данный метод ни в коей мере не гарантирует успеха в следующий раз, когда допустивший ошибку ученик вновь столкнется с трудным словом.
Определенная часть ошибок при чтении текстов вызвана небрежным, торопливым или неаккуратным отношением к этому процессу. Например, некоторые ученики имеют привычку «проглатывать» окончания слов, даже если отлично знают, что их надо читать. Такие ошибки тоже требуют исправления, потому что не способствуют правильному пониманию прочитанного. Во многих случаях ваша задача - не столько предоставить допустившему ошибку какую-то дополнительную информацию, сколько просто и быстро напомнить ему о том, что надо вернуться и перечитать текст внимательнее и аккуратнее. Это весьма важная привычка, которую нужно выработать у каждого школьника.
Беглость чтения ‒ понятие предполагающее автоматизм, т.е. способность к чтению с высокой скоростью, в сочетании с экспрессией (способностью сгруппировать слова в фразы для передачи их смысл, выделяя интонационно). Тут можно, однако, возразить, что беглость включает в себя не только автоматизм и экспрессию, но и понимание читаемого. То есть, чтобы прочесть текст с выражением, человек должен понимать, что читает. Каковы стиль текста, тон, настроение? Какие слова заслуживают особой эмфазы? Какие знаки пунктуации больше всего подчеркивают его смысл? Короче говоря, беглое чтение ‒ это не просто нечто большее, нежели быстрое чтение, - это чтение, интонационно передающее смысл текста.