Главная » 2016»Декабрь»26 » Формирование у школьников готовности к самостимулированию познания в процессе обучения
Формирование у школьников готовности к самостимулированию познания в процессе обучения
Формирование у школьников готовности к самостимулированию познания в процессе обучения
Информационная статья
Автор: Вишнякова Анастасия Евгеньевна, учитель биологии МАОУ "СОШ № 37" города Владимира
Главной целью современного школьного образования становится его направленность на саморазвивающуюся личность, способную к самостоятельным действиям по освоению новых знаний, умений, компетенций, включая умение учиться. Однако, как свидетельствуют результаты наблюдения за практикой учебного процесса, активное, инициативное и ответственное отношение школьников к познанию не возникает спонтанно. Являясь показателем достаточно высокого уровня личностного развития человека, данная способность формируется на протяжении всей жизни, которая, по утверждению психологов, представляет собой систему последовательно меняющих друг друга видов деятельности. Учебно-познавательная деятельность учащихся в процессе обучения занимает в этой системе особое место. Именно в обучении обретение школьниками готовности к самостимулированию может осуществляться как целенаправленное обогащение опыта учебной самоорганизации, выступающего в качестве важной составляющей личностного опыта.
Анализ педагогической литературы убеждает в том, что в составе современного дидактического знания идея направленности обучения на формирование у школьников готовности к самостимулированию находит отражение в разработке ряда педагогических идей и положений. Так, Бордовская Н., Давыдов В.В., Реан А. И др. [1; 3 и др.] обращают внимание на специфику деятельности ученика в процессе обучения, подчеркивая, что учение — это сложная деятельность ученика, имеющая две стороны. С одной стороны, — это познавательная деятельность по освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков; а с другой стороны, — это организационная деятельность, связанная с самоорганизацией процесса познания и поэтому предполагающая самостимулирование к поиску, решение учебных задач, самооценку учебных достижений.
Однако вопрос о том, какой должна быть система работы учителя по формированию у школьников готовности к самостимулированию познания, еще не стал предметом специального педагогического изучения.
По мнению исследователей [2; 4; 5 и др.], самостимулирование школьника выступает в качестве действенного способа обеспечения самообладания, суть которого заключается в том, чтобы за счет собственных усилий превратить должное и необходимое в желанное и притягательное. Конкретизируя это представление подчеркнем, что самостимулирование в познании представляет собой процесс, в результате которого личность самостоятельно определяет себе мотивы для включения в познавательную деятельность, взвешивает все положительные и отрицательные стороны достигнутых результатов, а также преимущества, которые она получила в ходе познания. Учащийся стимулирует себя к познанию, стремясь открыть нечто увлекательное и новое или, опираясь на свое самолюбие, ожидая радость общественного признания достигнутых познавательных результатов.
Успешность процесса самостимулирования обеспечивается с помощью использования ряда специальных способов, среди которых, по мнению исследователей, ключевую роль играют следующие приемы: самоубеждение, самовнушение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Каждый из них вносит свой особый вклад в осуществление школьником саморегуляции своей познавательной деятельности на основе ее успешного самостимулирования.
Возможности самоубеждения обусловлены тем, что, используя логические доводы, школьник убеждает себя в необходимости самоизменений, вырабатывает в себе необходимую установку на проявление активности в направлении расширения и углубления освоенных знаний и способов действия. Наряду с усилиями, предпринимаемыми учителем, самоубеждение представляет собой дополнительную аргументацию, укрепляющую веру в возможность достижения поставленных познавательных целей, несмотря на возникающие при этом проблемы и трудности.
Использование школьниками приема самовнушения способствует укреплению веры в свои возможности с применением методов аутотренинга. Самоодобрение позволяет школьнику оптимизировать свое психическое состояние, создавать мажорное настроение, придавать себе уверенность.