Главная » 2019»Март»14 » Проектные технологии в формировании мышления учащихся при изучении иностранного языка
Проектные технологии в формировании мышления учащихся при изучении иностранного языка
"Проектные технологии в формировании мышления учащихся при изучении иностранного языка"
Методическая статья
Автор: Канетова Фаузия Нигматуловна, учитель английского языка МБОУ Лицей № 35 "Галактика"города Казани
Мышление является интеллектуальным процессом деятельности личности, а интеллект – результат мышления. Как известно основой мышления является содержание памяти, то есть использование знаний, которые сохраняются в памяти. Простые процессы поиска нужных знаний в памяти являются формой мышления. В результате поиска вспоминается прошлый опыт, происходит сравнение прошлого и современного, возникают новые связи, а значит и новые знания. Если учение в большей мере основывается на восприятии, то мыслительные процессы происходят на основе содержания памяти. Источником памяти являются восприятия, которые связаны с языком. Язык существует в мышлении и для мышления. Язык выполняет две функции – когнитивную (мышление) и коммуникативную (взаимопонимание). Когнитивная функция предоставляет возможности обозначать с помощью языка знаками и словамивоспринимаемый мир, фиксировать их в памяти с помощью понятий. К письменному и устному языку также применимы результаты мышления, которые связываются словами. Язык фиксирует результаты мышления.
Часто при изучении иностранного языка обращается внимание на коммуникативную функцию языка, а когнитивная функция остается в тени. Хотя это два взаимосвязанных процесса. Мышление с помощью языка позволяет развивать уровень абстракции. С повышением уровня абстракциирасширяется ареал познания личности, обогащается содержание памяти.
На занятиях по изучению иностранного языка ставится задача не только изучить предусмотренный объем лексического и грамматического материала, но и развить мышление, сформировать коммуникативные навыки, самостоятельно совершенствовать применение языка в общении. Иностранный язык играет важную роль в формировании и развитии мышления.
В соответствии с концепцией Б.В.Беляева: владение языком – означает мышление на данном языке[1]. Поэтому процесс обучения иностранному языку следует считать формирование и развитие мышления на иностранном языке. И не всегда легко осуществляется перенос, переключение мышления учащихся с базы одного языка на базу другого.
Американский психолог Джудит Ф.Кролл (JudithF.Kroll) считает, что у билингвов структура мозга, а также взаимосвязи происходящие в процессе мозговой активности совершенно иные, чем у носителей одного языка. Так как у билингвов языки имеют равный статус, (в отличие от тех, кто владеет только одним языком, так как второй язык является для него второстепенным) то им приходится контролировать свое мышление, разрешать языковые противоречия[2]. Следовательно, знание иностранного языка способствует развитию интеллектуальных процессов.
Преподавателю иностранного языка следует уделять внимание не только развитию коммуникационной компетентности у учащихся, но процессу развития мышления. По нашему мнению большие возможности в условиях учебного процесса достижению дидактической цели предоставляют проектные технологии. Проектные технологии направлены на раскрытие личностного потенциала, творческого мышления, которые реализуются в процессе совместного или индивидуального выполнения проекта.
И здесь преподавателю иностранного языка следует определиться с типологическими критериями проектов с целью их эффективного применения. В соответствии с доминирующей деятельностью участников проекта различают: исследовательские, ролевые, информационные и др. проекты. Исследовательские проекты требуют определения структуры, цели, актуальности, предмета исследования. Например, как показывает практика, продуктивны такие темы для исследовательских проектов: “Russian and English Writers”; “Tatars and English Writers”; “The city of NewYork”; “The city of Kazan”. В условиях изучения иностранного языка актуально исследование культуры страны: поэзия Великобритании, архитектура Канады и др.Для учащихся важно оформление результата деятельности, которое может быть представлено в виде презентации, доклада, реферата.
Интерес у учащихся вызывают задания по выявлению смысловых элементов в тексте и преобразование информации. Например, учащимся предлагается озаглавить абзац текста; сформулировать вопросы, ответом которого мог быть абзац текста; предложить варианты заголовков к абзацу; придумать продолжение абзаца. Такие упражнения помогают формировать такие мыслительные операции как обобщение и синтез.
Ролевые проекты предполагают включение игровых элементов, что активизирует мотивацию изучения языка, позволяет учесть возрастные особенности учащихся, проявить индивидуальный подход. Участники принимают на себя определенные роли, которые зависят от тематики проекта: “Talk on school life - Interview”; “What is your favourite season?”; “We go sightseeing”; “We travel”. Также это могут быть литературные персонажи, герои сказок, имитирующие социальные отношения и ситуации. В ролевых играх повышается творческое начало, совершенствуются коммуникационные навыки, формируется креативность мышления.
Информационные проекты направлены на сбор информации об изучаемом объекте, явлении, ситуации. К примеру, такие темы: “Sports in USA”; “Tatarstan”; “I like (reading) to read”; “Our city”. Участники проекта по завершении проекта проводят ознакомление класса с результатами поиска. Такой проект требует коррекции по ходу выполнения работы. Определяются источники информации – интернет, печатные средства информации, зарубежные партнеры.
Здесь уместно заметить, что использование интернет-ресурсов учащимися требует регулирования преподавателем. Конечно, информационные технологии дают возможность выполнять некоторые проектные задания, однако автоматический переводчик не может заменить человека, так как человек использует ассоциативное мышление и интуицию при переводе. По нашему мнению, необходим анализ образцов автоматического перевода, что будет способствовать осознанию учащимися языковых явлений. Такой вид проекта, как анализ неточностей при электронном переводе развивает критическое мышление и произвольное внимание у учащихся. Также реализуется методический прием, как поиск ошибок и клише в тексте.
В зависимости от поставленных задач, учитывая интерес учащихся, количество участников проекта может быть различно–личностные (монопроекты), парные, групповые. Наиболее сложно для учителя с методической точки зрения организовать групповую деятельность учащихся, поэтому в данном виде проекта роль учителя как модератора и катализатора деятельности очень важна.
Проекты могут быть как кратковременные, так и долгосрочные. Долгосрочные проекты проводятся не только в учебное время, но и во внеурочное время, а контроль осуществляется на уроке. Работа над проектами активизирует познавательную деятельность учащихся, так как основаны на развитии умений освоения окружающего мира, формирования аналитических способностей при выборе материала и его сопоставлении. При реализации проектных технологий изменяется позиция учителя, когда он становится не просто носителем знаний, которые передает учащимся, а превращается в организатора познавательной деятельности учащихся, мотива тором пробуждения и развития интереса к изучению языка.
Проектные технологии при изучении иностранного языка изменяют психологический климат в классе, так как учащиеся ориентированы на разнообразные виды деятельности в соответствии со своими интересами.Также в процессе проектной деятельности развиваются регулятивные компоненты личности учащегося, такие как самоорганизация, самоанализ, саморегуляция, самостоятельность и ответственность. Распределение учащихся по интересам деятельности позволяет в последующем улучшить управляемость класса, учитывать их контакты и способности деятельности в группе.
Таким образом, проектные технологии позволяют обеспечить следующие функции учебного процесса:
содержательная, раскрывает содержание и достижения выполненных работ;
развивающая, обеспечивает непрерывность процесса обучения и воспитания, единство коммуникативных умений и развития мышления;
мотивационная, активизирует интерес и мотивацию учащихся;
диагностическая, выявляет изменения и демонстрирует показатели учебной деятельности.
Данные тенденции – формирование креативного мышления и ответственности за принятые решения, способности работать в группе с использованием иностранного языка созвучны современным императивам иноязычной подготовки учащихся в общеобразовательных организациях.