Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей
Махатма Ганди
Сегодняшняя московская школа — это многоэтнический коллектив. Как следствие, толерантное поведение учащихся, особенно в «критическом» подростковом возрасте, становится важным условием учебного процесса. Положительный опыт формирования осознанных толерантных установок накоплен психологопедагогической службой московской средней общеобразовательной школы No 1007. Расположенная в «спальном районе» столицы, она относится к категории рядовых московских школ, где обучаются дети разных национальностей из разных социальных слоев. В одном классе присутствуют представители нескольких этносов с разными культурными, семейными традициями и менталитетом.
Психологи нашей школы составили экспресс-анкету, позволяющую на условиях анонимности с достаточной достоверностью оценить уровень этнотолерантности учащихся. Респондентам предлагается выбрать наиболее приемлемый ответ на каждый из 10 вопросов.
Анкетирование завершается предложением самостоятельно закончить фразу: «Если бы я был (а) политиком, то для решения всех национальных проблем в России сделал (а) бы...»
Результаты анкетирования позволили изучить психологический климат в параллели десятых классов и выявили элементы латентной ксенофобии. Углубленный анализ, индивидуальные беседы показали, что подростки руководствуются ложными стереотипами о культурно-нравственных ценностях других национальностей. Например, под влиянием фильмов, публикаций в средствах массовой информации закавказские народности ассоциировались в их сознании с агрессией и противоправным поведением, напротив, присущими русским негативными чертами считались необязательность, склонность к пьянству и др.
Психологи школы разработали ряд профилактических мероприятий по формированию толерантных психологических установок. В основу положены этнокультурные ценности и семейные традиции как наиболее значимые и понятные подросткам. Такой выбор не был случайным — утверждение о главенствующей роли общества и авторитета в воспитании личности сегодня справедливо подвергается ревизии. По мнению А.П. Садохина, именно семья, будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества, играет важную роль в общественном развитии, именно в ней происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости.
С учетом возрастных особенностей подростков, их склонности к отрицанию внешнего мнения было решено предложить им самостоятельно сформировать поведенческий стереотип своей и других национальностей. Наиболее приемлемой формой для этой работы признана проектная деятельность, которая, помимо совершенствования учебно-прикладных навыков, дает широкие возможности для выстраивания деловых, партнерских отношений в системе «ученик—учитель».
Так психологи стали научными руководителями проекта учеников 10-го класса — одного из самых многонациональных.
Ребята учатся вместе с первого класса. Их взаимоотношения складывались непросто, каждый считал, что он и его семья самые лучшие. Если кто-то думал иначе, дело могло дойти до драки. Обидные прозвища стали обычным явлением. К пятому классу все поделились по признаку «свой—чужой». Как честно признался один из участников проекта, «лично я считал, что похожих на меня в классе нет. Мы отличались одеждой, поведением, внешностью. Но главное, что я понял, мы были детьми разных национальностей, из разных семей и воспитывались на разных традициях». Спустя время они оставались такими же непохожими друг на друга, но если кто-то болел, ребята скучали по нему, звонили, волновались, навещали. Почему? Что изменилось? По мнению ребят, им стало понятно, что в каждом из них есть то общее, что их объединяет.
Так, в ходе общения с психологами родилась тема проекта — «Такие ли мы разные?», а сама работа заключалась в поиске самостоятельного ответа на этот вопрос. Задача психологов заключалась в поддержке интереса к теме, помощи в формировании представлений о семье, семейных традициях, национальном характере, психологии нации и темпераменте. С помощью этих понятий подростки выясняли, чем отличаются люди разных национальностей и разных культур, возможен ли между ними диалог. Целью проекта стал поиск общих ценностей через исследование семейных традиций в национальных культурах, представленных в классе. Учащиеся выдвинули гипотезу, что в основе национальных и семейных традиций лежат общечеловеческие ценности, которые делают их понятными друг другу. Проект оказался увлекательным, но непростым исследованием. При массе информации о традициях японцев, американцев, немцев, финнов и многих других национальностей найти серьезные публикации о культуре и быте своих народов, представленных в классе, оказалось нелегко. На первом этапе ребята с интересом изучали бытующие в их семьях национальные традиции, искали различия и общность. Инструментом исследования стала разработанная совместно с психологами анкета-опросник. По условиям исследования она заполняется анонимно и раздается им в виде карточек с указанием вопросов; национальная принадлежность указывается респондентами по желанию. Одновременно разъясняются общие правила ответов. Диалог о результатах исследования шел на классных часах, учащиеся готовили рефераты, сочинения, презентации. Чем больше они узнавали, тем понятнее становилось, что между национальностями существует много различий. Каково же было удивление, когда созданные ими этнопсихологические портреты оказались близкими к классификации психологических особенностей народов ближнего зарубежья, данной ученым-этнопсихологом В.Г. Крысько.
Например, анализ ответов, полученных в результате анкетирования родителей и самих ребят, показал, что семейные традиции русских, украинцев и белорусов имеют много общего. Современные славянские семьи не связаны жесткими рамками национальных и религиозных устоев, наиболее важные решения в них принимаются совместно. Брак ассоциируется, прежде всего, с процедурой регистрации в ЗАГСе, процесс предложения «руки и сердца» демократичен — его делает мужчина, но его может сделать и женщина.
|