Б. М. Мамаев, Е. А. Бордукова
Насекомые занимают особое место в преподавании биологии. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что это первая группа животных, на изучение которой отводится весьма большой объем учебногo времени. Поэтому на примере насекомых достаточно обстоятельно прорабатываются как общебиологические, так и природоохранительные вопросы. Достаточно отметить, что около 50% учебного времени, предусмотренного для изучения восьми типов беспозвоночных животных, отводится на основной тип - членистоногих, к которому относятся насекомые. Что же касается собственно членистоногих, то более 60% учебного времени в этом разделе занимают уроки по насекомым.
И дело здесь не только в том огромном практическом значении, которое имеют насекомые. Нельзя не учитывать, что насекомые-наиболее привычный для школьников объект. Ведь именно о насекомых учащиеся приобретают нередко весьма обширные знания из повседневной жизни еще до изучения курса зоологии. Из всех беспозвоночных животных именно насекомые общедоступны и эстетически наиболее привлекательны. Дети еще в дошкольном возрасте нередко увлекаются ловлей бабочек и собиранием крупных жуков. Именно по насекомых как весьма красочным объектам созданы цветные атласы с их изображениями, которыми часто пользуются подростки. О насекомых написано много популярной литературы, и даже в детских приключенческих романах не забыта фигура энтомолога, общеизвестного Жака Паганеля, имя которого стало нарицательным при обозначении каждого энтомолога, с энтузиазмом и самозабвенно изучающего насекомых.
С другой стороны, учащиеся школ нередко участвуют в мероприятиях по уничтожению массовых вредителей, таких, как колорадский жук. Они знают и полезных насекомых, например, медоносную пчелу. Поэтому на примере насекомых с учетом ранее накопленных учащимися знаний можно успешно изучать как отдельные отряды этого класса, так и ряд общебиологических вопросов, предусмотренных школьной программой. Насекомые в школьном курсе зоологии изучаются весьма подробно и по количеству запланированных уроков уступают только классам птиц и млекопитающих, которыми завершается изучение зоологии в школе.
|