Полезная информация
✪✪✪✪✪ Достижения Проекта
Лицензия Creative Commons

Политика конфиденциальности проекта
Хостинг от uCoz

Интересное образование

Главная » 2017 » Август » 11 » Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

Информационная статья

Автор: Коротова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО Дом детского творчества Железнодорожного района города Ростова-на-Дону

ориентирПроблема духовно-нравственного воспитания личности всегда стояла наиболее остро не только в нашей стране, России, но и в процессе исторического развития человечества в целом. Об этом свидетельствуют многочисленные войны за богатство и власть, как между членами отдельной семьи, так и между государствами и даже представителями различных религиозных конфессий и внутри них. Однако и в мирной жизни всегда одна группа людей, благодаря своей гордыне, тщеславию, жадности и стремлению к власти еще с первобытных времен противопоставляла себя другим людям, благодаря чему общество разделилось на социальные слои (классы), появились рабы и крепостные.

В последние 150 лет наша страна находится в зоне глобальных перемен: это и отмена крепостного права, февральская и октябрьская революции, ставшие причиной прекращения существования Российской империи, создание СССР, Великая отечественная война, перестройка, распад СССР, «лихие» 90-е. Все эти события сопровождались падением духовности и нравственности, обнулением моральных ценностей и другими негативными последствиями.

Необходимо разобраться с ключевыми понятиями вышезаявленной темы: духовность, нравственность, как они соотносятся между собой, а затем выявить существующие на сегодняшний день проблемы в этой сфере.

«Духовность» чаще всего понимают в узком смысле этого слова, лишь с точки зрения религии, однако, применительно к образовательному процессу, этот понятие следует рассматривать в широком смысле, также с точки зрения философии и психологии.

Несмотря на то, что к проблеме духовности обращались уже во времена античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), следует отметить, что единого определения духовности ни в научной, ни в религиозной литературе нет. Это понятие различные авторы определяют и рассматривают по-разному: с точки зрения религии и философии (Лосев А.Ф., Курносов А.М., Бердяев Н.Л., Соловьев В.С., Шестун Е.В., Ильин И.А. и др.), психологии (К.Г. Юнг, В. Гордон, Г. Оллпорт, З.Фрейд, А. Маслоу, С. Рубинштейн, Э. Фромм, В.И. Слободчиков), педагогики (Н.И. Ильминский, К. Д. Ушинский). Так же следует выделить современных авторов, изучающих проблему духовности и нравственности в последние годы: Г.Н. Гумницкий, Галицкая И.А., Метлик И.В., Налетова И.В., Байрамукова М.О., Стоюхина Н.Ю. и др).

В настоящее время ученые, исследуя понятие «духовности» применяют два подхода: религиозный и светский.

С религиозной точки зрения понятие «духовность» неотделимо от термина «дух». «Дух есть Бог» (Ин. 4:24), а значит следует согласиться с Гумницким Г. Н., который считает, что «в обыденном сознании и богословии слово «дух» не является понятием» , так как не может быть до конца понято «через определение, путем выяснения его содержания, «сведение его к эмпирическим основаниям, установления его связи с другими понятиями» . С точки зрения православия, «дух – орган богообщения – Бога сознающая, Бога ищущая и Богом живущая сила». Бог создал человека по образу и подобию своему, а это значит, что с позиций личностного развития в рамках православного христианства человек должен стремиться если не достичь, то хотя бы приблизиться к некоему идеалу богоподобия, то есть духовно самосовершенствоваться на протяжении всей жизни. В.Н. Лосский писал: «быть образом Божиим – значит быть существом личным, свободным и ответственным». Таким образом, стремление к абсолютному идеалу является для человека движущей силой саморазвития и самосовершенствования, что невозможно без обращения к своему внутреннему миру, его анализа и оценки с точки зрения несовершенства (греховности) личности, ее несоответствия нормам христианской морали. Эти нормы прописаны в Ветхом Завете (10 заповедей божьих) и в Новом Завете (9 заповедей блаженства) и составляют нравственную основу духовности в религиозном аспекте. Таким образом, нравственность, в основе которой лежит религиозное начало, носит трансцендентный характер, а «истоки нравственности здесь коренятся в сфере метафизического».

«В православной традиции нравственность не может существовать без веры в Бога. Если духовность здесь характеризует высшие устремления человеческой личности, то нравственность – отношения личности с людьми и обществом».

С резкой критикой религиозного понимания духовно-нравственного воспитания личности выступил Гумницкий Г.Н.: «…христианская религия отвлекается и отвлекает верующих от реальной жизни, социальных противоречий, борьбы между классами, идущей в обществе, а значит является идеологией господствующих сил, кому это выгодно». Однако он, в силу того, что религия проповедует моральные нормы и соответствующий образ жизни признает, что «правомерно говорить о религиозной духовности» , однако считает ее «устаревшей и отжившей».

Таким образом, мы подошли к научной (светской) трактовке понятия духовности. Чтобы не заблудиться в многообразии дефиниций, за основу будем опираться на систематизацию научного знания в исследуемой области, предложенную К.А. Колкуновой и Т.А. Малевич. Самым распространенным в научной литературе является понимание духовности как усвоение общезначимых ценностей (Шупленков А.В., Штумпф С.П., Полищук Ю.И., Леонтьев Д. А., Чечет Б.Ф., Буравлева Н.А.).

«Духовное предполагает, что цели и смысложизненные ориентиры личности укоренены в системе надындивидуальных ценностей».

«Духовность есть такая смысложизненная позиция личности в мире, которой человек открывает себя миру, а также другому человеку как единичному носителю родовой человеческой сущности. Духовность заключена в устремленности к социально-позитивным, гуманистическим ценностям, в ней происходит развитие родовой сущности человека» . Однако, как справедливо замечают некоторые авторы, наличие высших, нематериальных ценностей еще не говорит о духовности человека. Необходим не только нравственный, но и волевой элемент: «Наличие приоритета духовных ценностей в системе ценностей индивида недостаточно для того, чтобы утверждать, что данный человек духовен. Важно, чтобы человек вел себя в соответствии с этими ценностями даже в самых довлеющих обстоятельствах».

О каких же ценностях идет речь? С точки зрения философии традиционными считаются истина, добро, красота. Некоторые авторы выделяют красоту, добро, любовь (В.С. Соловьев, Н.В. Марьясова), человеколюбие, честность, совестливость, справедливость, покоянность (С.В. Штрумпф), добро, истина, мудрость, красота (Епхиева М.К.). Однако не только в строго научной литературе резюмируются и получают обоснование ценности высшего порядка.

Понимание духовности как выхода за пределы индивидуальности (Собчик Л. Н., Мкртычан И. А., Багаев А. В.,) во многом сходна с религиозной трактовкой рассматриваемого понятия: авторы критикуют отождествление духовности с разумом, рациональностью, делается акцент на трансцендентной природе духовности. Духовность оказывается процессом деятельности в согласии с приобретенными на таком уровне постижения мира представлениями.

Ряд авторов рассматривают духовность как образованность (Добжев М.И., Огородникова Т.Г. Гумницкий Г.Н., Власова Т. И., Громов В.Е., Холманский А.С.). Духовность рассматривается в процессе трудовой (образовательной) деятельности как саморазвитие, то есть «способность оценивать и действовать в соответствии с собственными ценностями, а также влиять на окружающий мир и людей в нем» . Гумницкий Г.Н., отождествляя дух с умом, ставит знак равенства между духовностью и разумностью. Говоря об уме как об инструменте для достижения определенной цели, вышеупомянутый автор ставит разум (духовность) на высшую ступень развития человека, вкладывает «в содержание этого понятия …цели и принципы жизни в целом, понимание смысла жизни, закона соотношения долга и счастья» . В рамках данного подхода есть авторы, которые рассматривают духовность как творчество (Громов В.Е., Холманский А. С., Чупахина Т.И. и др.).

Нравственность и в светском и в религиозном понимании духовности является ее ядром. Однако в литературе о ее соотношении с духовностью высказываются разные мнения. Одни авторы эти понятия отождествляют, другие говорят о нравственности как о составном элементе духовности. Представляется наиболее правильным рассматривать эту категорию как хоть и наиболее важную, но все-таки часть духовности.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что понятие духовности достаточно объемно, многогранно и все многообразие подходов и определений говорит о том, что до конца не исследовано. Ясно одно: духовность тесно связана с нравственностью. Однако по поводу характера этой связи также в литературе единого мнения нет. Стоит задать вопрос: почему же такое огромное многообразие литературы (религиозной, философской, научной, художественной) не решает проблему понимания духовности? Единственно возможный, на мой взгляд ответ – нет глубокого анализа имеющейся литературы с целью синтеза разных областей знания.

Рассматривая проблему духовности в контексте творческого развития детей, необходимо дать ответ на вопрос: духовность это данность или заданность? К. Н. Вентцель, Р. Штейнер утверждали, что духовность или есть, или ее нет, приобрести ее невозможно. Данный подход нивелирует, сводит к нулю воспитательную деятельность педагога любого уровня, отводя ей роль лишь передачи информации в виде знания. К счастью, это утверждение не поддерживают российские ученые (Е. Н. Белозерцев, М. С. Каган, Б. Т. Лихачева, В. И. Слаботчиков, Епхиева М.К/), отмечая, что «духовность – это личностное качество, которое не дается изначально, а формируется в ходе освоения общечеловеческих ценностей».

Как было сказано выше, основы для духовно-нравственного воспитания личности закладываются в семье. Справедливо отмечает Стоюхина Н.Ю., ссылаясь на А.Ф. Лосева «Именно в семейном воспитании закладываются основы нравственной стойкости на всю жизнь, те опоры личности, которые все следующее время держат человека «на плаву», дают ему жизнестойкость». В сфере государственной политики немало слов сказано о необходимости сохранения семьи.

А что же в реальности происходит с современной семьей? Молодые люди, вступая в брак, до конца не понимают всей серьезности своего поступка. Чаще всего они не успевают даже подумать об этом и вступают в брак потому, что подошло время, по причине ожидания общего ребенка, родители навязали супруга (супругу), союз на взаимовыгодных условиях и др. Далее родители вынуждены большую часть жизни проводить на работе, брать займы онлайн, ипотеку, стараться дать ребенку хорошее образование…

Вопрос материального благополучия является сегодня самым важным в каждой семье. Это отмечает и Президент РФ Владимир Путин, отметив на «прямой линии» 15 июня 2017 года, что за чертой бедности оказались сегодня 13,5% россиян, что гораздо больше, чем в 2013 году, когда этот процент составлял 10,7%. Самого ребенка чаще всего отправляют на воспитание бабушкам и дедушкам и хорошо, если так. Иногда ребенок предоставлен сам себе или его воспитывают старший сын или дочь, еще не успев окончательно сформировать духовно-нравственную базу своей личности. Утверждение, что родители воспитывают, а бабушки балуют «работает» в полной мере. Чаще всего современные бабушки и дедушки стараются восполнить либо то, чего у них самих в детстве не было, либо «додать» то, что не смогли отдать в свое время своим детям. В любом случае, в стремлении подарить ребенку какое-то иное, по их представлениям, лучшее детство, они напрочь забывают о такой важнейшей функции семьи, как воспитание духовно-нравственной личности, откладывая это на потом. Мотивация, старшего поколения, что ребенок еще маленький и ничего не понимает достаточно наивна. Когда такой ребенок вырастает и вступает во взрослую жизнь, можно ли от него требовать соответствующего поведения согласно нравственным ценностям и нормам морали? Представляется, что нет. Следует отметить и огромное количество детей, воспитывающихся в неполных семьях (в 2012 году составляет 30% от общего количества семей и составило 6,2 миллиона, из них 5,6 миллиона – матери одиночки ). Как справедливо отмечал В. А. Сухомлинский в своей знаменитой и не менее популярной книге «Родительская педагогика», молодые люди, вступая в брак, не понимают, что это тяжелейший, ни с чем не сравнимый труд, требующий высокого уровня культуры, духовной подготовки, школы мудрости. Фундамент такой подготовки должен закладываться в семье, поддерживаться детскими садами, далее эстафету должна принять школа, затем ВУЗ.

Таким образом, в современной семье приоритет материальных ценностей над духовными очевиден. Следует отметить также и нарушение процесса формирования духовно-нравственной основы личности вследствие педагогической некомпетентности старшего поколения в рассматриваемой области.

Дезориентация современной молодежи в области духовно-нравственных, в частности семейных ценностей, их переоценка и замена ложными идеалами привела к несостоятельности института брака сегодня, что ведет к его разрушению завтра. Об этой тенденции говорит и данные официальной статистики в России по количеству разводов. Например, за 2015 год доля разводов составила 52,5% от общего количества заключенных браков. Уже в 2016 году этот показатель резко вырос почти на 10 единиц и составил 61,6%. Проанализировав динамику разводов за 2010-2016 годы можно сделать вывод, что рассматриваемый показатель растет, уже достигнул критического уровня и еще будет увеличиваться.

Другим негативным фактором, оказывающее неблагоприятное воздействие на подрастающее поколение является доминирование массовой культуры, зашлакованной низкопробными элементами. Не секрет, что культура в разной степени влияет на физический, интеллектуальный, эмоциональный и социальный рост индивида. Культура, которая опирается на технологический прогресс, не способствуя развитию духовно-нравственной сферы человека, а скорее наоборот, ориентирована на ее искоренение, порождает те проблемы общества, которые мы наблюдаем сегодня. Массовая культура, пропагандируя свободы слова, мысли, действия, поведения не резюмирует подлинное значение слова «свобода», тем самым вводя в заблуждение формирующихся личностей индивидов. Представляется наиболее удачной трактовка свободы, предлагаемая М. Бакуниным: свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Не вступая в противоречие с этой мыслью, Президент России В. В. Путин в своем послании к Совету Федерации говорит: «и в культуре, и в политике, в средствах массовой информации и в общественной жизни, в полемике по экономическим вопросам никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию», однако делает оговорку: «это не значит, что, жонглируя красивыми словами и прикрываясь рассуждениями о свободе, кому-то можно оскорблять чувства других людей и национальные традиции». Давая свободу человеку, массовая культура заранее программирует его поведение в будущем, тем самым создавая некий иллюзорный эффект свободы. Массовая культура, оказывая тотальное влияние на человека как личность, может стать позитивным инструментарием для духовного развития как индивидов, так и общества в целом, освоения и принятия истинных нравственных ценностей и, как следствие, руководства нормами морали в поведении и принятии решений. Для этого, опираясь на технологический прогресс, массовая культура должна транслировать не приоритет материального над духовным, способствуя разложению, разрушению и уничтожению человека разумного, а наоборот, знакомить, прививать и укоренять в личности ценности высшего порядка, уважать, сохранять и следовать позитивным духовным традициям своего народа и человечества.

Однако в действительности можно говорить скорее именно о негативном влиянии массовой культуры на сознание индивидуальное и общественное, не исключая, однако небольшой процент позитивности в части образованности, повышения общекультурного уровня, объяснения нравственных ценностей в сфере духовного развития через специфические телевизионные каналы, газеты, передачи, песни, статьи, созидательные игры, носящие развивающе-обучающий характер. Вышеперечисленные позитивные явления массовой культуры настолько незначительны в объеме, что тонут в пропаганде насилия, антиобщественного образа жизни, искаженного понятия и средств самоутверждения личности, провозглашения культа тела, наслаждения, эгоцентризма, разрушения. В таких условиях государство может провозглашать любое направление в сфере духовно-нравственного развития граждан, эти программы работать не будут, ученые сколько угодно напишут статей о проблемах исследования нравственной деградации общества – их не услышит подавляющее большинство членов этого общества. Все те мероприятия, предлагаемые учеными и государством, начнут действовать лишь тогда, когда их инструментарием помимо ручки и бумаги будет массовая культура, повернутая на 180 градусов от провозглашения примата материальных ценностей, пропагандирующая духовно-нравственное воспитание и развитие личности, служащая проводником человека, гражданина в культуру элитарную и традиционную.

Говоря о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, не стоит недооценивать роль религии. Это ни в коем случае не призыв к переходу от государства светского к клерикальному. Однако правильное религиозное воспитание, исключающее фанатизм и влияние явлений псевдорелигий, поможет справиться с теми негативными явлениями, которыми пропитано современное общество: институт брака со всеми ценностями семейной жизни перейдет от состояния разрушения к укреплению, антиобщественные явления станут единичными случаями представителей контркультур, значительно снизится показатель преступлений вообще и в частности, совершенных несовершеннолетними или при их участии. К обществам, организациям и сайтам сети интернет, распространяющим суицидальные настроения, о которых говорил в своем докладе уполномоченный по правам человека за 2016 год особенно влияющие на неустойчивую психику подростков и зачастую приводящих к трагедии у подрастающего поколения сформируется мощный иммунитет, стремительное снижение интереса к данной теме. Помощь ближнему станет лейтмотивом поведенческой культуры каждой личности, исключающее такие негативные явления как мошенничество, коррупцию, шантаж, подстрекательство, иные правонарушения и преступления, создаст необходимую основу для роста и укрепления патриотических настроений и духовной мощи российского народа.

Категория: Интересное образование | Просмотров: 2435 | Добавил: Lusi | Теги: нравственный, духовный, конфессиональный, поколение, подрастающее, национальный, Государство, проблема | Рейтинг: 0.0/0

Живой журнал Методичка рекомендует:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соцсетях!