Обогащение словарного запаса учащихся в начальных классах является одной из наиболее актуальных тем современной педагогики. Ежедневно, под натиском научно-технического процесса в обиход входят новые слова, иногда значение которых непонятно и требует объяснения. Именно поэтому в начальных классах необходимо проводить мероприятия по обогащению и расширению словарного запаса младших школьников. Данные действия выполняются, чтобы в дальнейшем школьник мог полноценно общаться и контактировать, так как чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее выполняется коммуникация между собеседниками в устной и письменной формах.
Проблема обогащения словарного запаса обучающихся в начальных классах волновал и притягивал внимание методистов и школьных учителей уже достаточно давно. Так, например, известный педагог дореволюционной России Ф.И. Буслаев (1844) давал рекомендации учителям в отношении обогащения словарного запаса: «развивать в дитяти врожденный дар слова». Такие же рекомендации давал другой известный педагог Срезневский (1860): он говорил, что: «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» различных слов. Он рекомендовал учителям научить детей правильно употреблять слова и выражения, обращать рациональное внимание на значение слов и выражений. Точно такого же видения ситуации придерживался известный советский педагог К.Д. Ушинский. Он писал, что нужно «через слово ввести дитя в область духовной жизни народа».
На каждом занятии русского языка педагогу необходимо так организовать собственную деятельность, чтобы каждый обучающийся был втянут в образовательный процесс, чтобы он мог анализировать, думать, обобщать, делать самостоятельные выводы. А для этого каждый ученик должен обладать большим словарным запасом.
Процесс обогащения словарного запаса для детей, обучающихся в младших классах, выделен в особую часть развития речи. В данной области существует собственный объект, методы исследования, а также содержание и методы исследования. Обогащение словарного запаса обучающихся младших классов призвано семантизировать (объяснять) слова, которые являются незнакомыми, новыми для детей. Также в данном вопросе учителю необходимо уточнять смысл слов, которые являются многозначными (семантику слова), то есть учитель должен обучить детей точному употреблению слова, а также в зависимости от стиля и типа речи употреблять слова в правильном направлении. Также в процессе обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста входит задача учителя по замене диалектных или просторечных слов на слова литературного обихода (синонимы).
Словарная система русского языка отличается от грамматической и фонетической систем множественностью своих единиц, а также постоянной их изменчивостью. Чем богаче словарный запас ученика, тем богаче и убедительнее его речь, то есть тем лучше язык будет обслуживать коммуникацию ученика, а в дальнейшем будет лучше происходить понимание учащимися произведений различных функциональных стилей.
Поэтому в процессе обогащения словарного запаса младшего школьника возникают задачи по созданию лексического минимума общеупотребляемых слов. Однако в процессе решения данной задачи могут возникать различные трудности, так как словарный запас детей, поступающих в школу не подвергается изучению, также трудности могут быть в том, что существует большая разница в словарном запасе детей одного и того же возраста в зависимости от социокультурной среды, в которой обитает ученик вне школы. В речи младших школьником во множестве присутствуют слова просторечного диалектного характера.
Посмотреть статью полностью
|