Профессия педагога уникальна по своей сути. Педагог - человек обладающий выразительной речью и обладающий хотя бы начальными навыками ораторского искусства, красноречием http://krasno.com.ua/uroki-krasnorechiya-v-kieve/. Каждый человек мечтает найти свою путеводную звезду, которая укажет ему верную дорогу и всегда будет служить ориентиром. Для ребенка такой звездой является учитель: его работа обращена к формированию человека как личности, его взглядов и идеалов, мировоззрения. Запомнила бы история Александра Македонского и Александра Пушкина, не будь Аристотеля и Куницына..?
В детстве все мы склонны к копированию поведения и действий окружающих. Мне было интереснее всего примерять на себя образ первой учительницы Зинаиды Ивановны Васильевой. Дома я рассаживала игрушки и давала уроки в импровизированном классе. Подобная игра была для меня первым и самым главным шагом на пути к моей профессии. Закончив школу, я остановила свой выбор на педагогическом училище, а затем – институте того же профиля. По распределению я вернулась в родную школу, где и работаю по сей день.
Сельская школа в отличие от городской имеет одну особенность – малочисленные классы. Но и здесь можно найти положительные стороны и преимущества. Между учителем и учеником возникают тесные, доверительные отношения. Смысл моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы каждый ребенок был успешен. Для этого необходимо создать доброжелательную атмосферу, принять ребенка таким, каков он есть (его чувства, переживания), понять его внутренний мир. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску и побуждает детей к знаниям. Учитель подобен скульптору, который без конца шлифует и совершенствует свое произведение. Однако недаром говорят, что учитель и ученик растут вместе. Как педагог, особое внимание я уделяю самообразованию, поиску новых нестандартных решений в организации и проведении уроков. Современный урок должен нести в себе открытие и осмысление истины, достигнутой в результате совместной деятельности ученика и учителя. В своей практике я широко применяю различные методики и технологии. Одна из них – технология проблемного обучения. Ее основой является моделирование и разрешение проблемной ситуации. Технологию проблемного обучения использую на уроках математики, окружающего мира и русского языка. Я стараюсь не давать детям готовых ответов, а стимулирую их на самостоятельный поиск решения проблем и учебных задач. Привлекая к активной деятельности часто предлагаю совершить сказочное путешествие, вместе с необычными героями: числа и буквы, геометрические фигуры, выражения, части слова, части речи предлагают дружбу, чтобы ребята разрешили их проблемы, тем самым сделав для себя выводы и предположения, которые проверяются в ходе выполнения практических операций и сравнений выводов с информацией учебника. При выполнении домашних заданий ученики самостоятельно используют различные образовательные ресурсы и комбинируют полученную информацию в необходимые тематические блоки. Такая форма обучения развивает у ребенка навыки свободного ориентирования в информационном пространстве.
Считаю, что современной школе стала необходима единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). Ее цель – самостоятельное понимание учеником текста как целостного художественного пространства. Именно на уроках с использованием этой технологии дети учатся предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. В процессе чтения вырабатывается умение вести диалог с автором, проверять свои предположения и ожидания, раскрывать идею произведения, понимать авторский замысел.
В урок часто включаю элементы театрализации, что позволяет детям более глубоко понять внутренний мир персонажей.
В своей практике я применяю методы, способствующие активации инициативы и творческого самовыражения: методы свободного выбора (свободная беседа, свобода творчества), активные методы (ученики в роли учителя, ролевая игра). Это происходит как в учебной, так и во внеурочной деятельности. В течение уже двух лет я являюсь руководителем кружка «Литературный калейдоскоп», где дети могут не только развивать свои сценические способности, но и своими руками создавать мир художественных произведений, изготовляя реквизиты для инсценировок (рождественский вертеп, сказочный лес, цветочные букеты, а также сувениры и интересные поделки). Результативность моих учеников, их достижения являются нашими общими победами.
Профессия учителя – одна из наиболее древних. Историческое развитие социума зависит от навыков и умений, полученных от старшего поколения, в частности – от учителя. Именно он помогает ребенку подниматься по лестнице, которая ведет его в будущее. Я возлагаю надежду, что эта профессия всегда будет процветать и приносить свои плоды, а в мире благодаря ей будут торжествовать добро, любовь и красота.