Главная » 2019»Март»20 » Метод опорного конспекта: достоинства, недостатки и перспективы применения
Метод опорного конспекта: достоинства, недостатки и перспективы применения
"Метод опорного конспекта: достоинства, недостатки и перспективы применения"
Методическая статья
Автор: Михайлова Дарья Александровна, инспектор учебной части и преподаватель математики место работы ОЧУ ПСПШ города Москва
Опыт многих педагогов-новаторов показывает, что не существует гарантий успешного применения какой-бы то ни было образовательной технологии, здесь много зависит от харизмы и таланта самого педагога. Однако в творческой атмосфере раскрыть творческий потенциал педагога и учащихся представляется вполне возможным, таким образом у современных педагогов есть возможность опробовать на своих уроках разные формы передовых образовательных технологий.
Донецкий учитель-новатор В.Ф. Шаталов писал: “Месяцы, годы, десятилетия, вся жизнь – непрекращающийся поиск, эксперимент, "езда в незнамое", чтобы из руды фактов, наблюдений, ошибок, задач и проблем добыть золотинку – приём, который включит в движение мысль ученика, зажжёт в нём жажду познания, сделает учение радостным и победным”.
Он занимался современными проблемами образования и хотя экспериментальная деятельность Шаталова началась еще в далеких 1950-х годах, интересно, насколько его методика опорного конспекта актуальна в настоящее время, для этого поговорим о достоинствах и недостатках его методики.
Начинал он свою деятельность сначала на уроках математики и физики и уже позже стал применять свои методы на предметах гуманитарного цикла. Виктор Федорович, решая задачи современного образования выделил следующие проблемы:
Школьное оценивание далеко не отражает степень владения и усвоения школьного материала, а также ничего не говорит об талантах и одаренности учеников;
Проблема психологической пассивности на уроках, низкая степень заинтересованности и вовлеченности в происходящем;
Высокая степень забываемости школьного материала за периоды каникул и долгого отсутствия уроков;
Слишком много времени тратят в школе и на выполнение домашних заданий, от чего страдает здоровье детей;
Недостаток живой речи на уроках, на каждого ученика в школе в среднем приходится всего 2 минуты живой речи!
Отсутствие инструментов к повышению мотивации к учению;
Отсутствие инструментов для развития познавательной активности и творческого мышления у учащихся;
Проблема многозадачности, которая плотно укоренилась в школьной среде (одновременный разбор задачи у доски и записывание ее в тетради).
Один из главных вопросов, которые задавал себе Шаталов: Как учить, чтобы хотели учиться?
Разрешение вопросов и поставленных задач у Шаталова происходило очень постепенно вместе с наращиванием педагогического опыта. Это удивительно насколько Шаталов был новатором для своего времени, те ключевые проблемы, которые он выделил, свидетельствовали о годах, десятилетиях неустанного наблюдения, проб и ошибок.
Он дал детям инструменты как учиться и как запоминать! Можно ли представить себе это тогда, как основным методом запоминания в советской и российской школе было и остается зубрежка, которая является причиной быстрого забывания информации школьниками. Потому что зубрежка это самообман: чем больше мы читаем, тем более знакомым для нас становится текст, и мы обманываемся, думая, что мы хорошо усвоили материал, напротив, все это остается в кратковременной памяти и скорейшим образом забывается, как ненужная информация.