Изменение социально-экономических условий не могло не отразиться на требованиях, которые предъявляются обществом к деятельности образовательных учреждений. В соответствии с Международной конвенцией о правах ребенка. Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании» содержание деятельности образовательных организаций должно быть сосредоточено на создании условий, обеспечивающих развитие и поддержку индивидуальности каждого ребенка, возможности для его культурного самоопределения и самореализации.
Принятие новых целевых требований к деятельности образовательных учреждений в очередной раз поставило учителей пред проблемой « Чему учить?» «Как учить?». Каждый педагог имеет возможность на основе конкретизации социально-значимых целей самостоятельно определить цели собственной профессиональной деятельности, выбрать соответствующее учебное содержание и технологию организации учебного процесса. Разрешая для себя эти проблемы, я пришла к следующим выводам. Работая учителем музыки уже 12 лет, своей целью вижу создание предпосылок для развития личностно-творческого потенциала учащегося и на данной основе формирую его эстетическую культуру. Достижение этой цели должно идти по трем направлениям:
- развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений; образного мышления и творческой индивидуальности;
- освоение знаний о музыкальном искусстве и его связи с другими видами художественного творчества;
- овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально – творческой деятельности (хоровое пение и игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическая и вокальная импровизация);
- воспитание художественного вкуса, нравственно – эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному творчеству.
При выборе учебного содержания за основу я взяла программу Е.Д. Критской «Музыка», откорректировав ее с учетом музыкально-творческого самораскрытия природного таланта каждого школьника.
Выбор технологии деятельности по подготовке и проведению занятий музыки был связан с поисками варианта, который не разрушит приобретенный мной практический опыт и одновременно учитывал научные достижения об общих закономерностях эффективного развития детей. Дидактическая система, разработанная в Ассоциации «Школа 2000...» позволила мне найти такой технологический инструментарий. Познакомившись с ТДМ, я пришла к выводу, что данный метод носит универсальный характер, то есть применим не только в процессе преподавания математики, но и при организации учебного процесса по другим дисциплинам. Таким образом, на основе технологии деятельностного метода мною был разработан ее вариант применения на уроках музыки, апробация которого прошла на уроке музыки в основной школе.
Опыт работы вызвал интерес и получил положительную оценку со стороны педагогов. Учителя сделали вывод, что данный технологий может овладеть и применить в своей деятельности любой учитель, отдающий предпочтение творческой деятельности, умеющий слушать и слышать своих учеников, сотрудничать с ними на уроке, склонный к проблемному обучению, разделяющий идею вариативного развивающего обучения.
Далее предлагается разработанный нами вариант структуры урока по технологии деятельностного метода и результаты его внедрения.
- На первом этапе, этапе самоопределения к деятельности организую положительное самоопределение учеников к деятельности на уроке. Для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу» - эмоциональный настрой) создаю соответствующие условия с помощью вопросов о настроении, с которыми дети пришли на урок, и музыкального приветствия (успехи детей на уроке всегда тесным образом связаны с интересом и комфортностью). Далее выделяю содержательную область «могу». При этом введение учащихся в мир музыки осуществляется через сказочных героев, через игровую ситуацию, загадку, беседу. В итоге на данном этапе происходит включение каждого ученика в деятельность (под звуки музыки дети совершают различные двигательные действия, занимая свои места).
- На втором этапе, во время актуализации и фиксации затруднения в деятельности, идет подготовка мышления детей к «открытию» нового знания. Эта задача решается различными способами деятельности школьников: в пении, слушании, движении, игре на музыкальных инструментах. Во – первых, добиваюсь актуализации знаний, умений, накопленного жизненного и музыкальногоопыта, необходимого для формирования нового умения. Во – вторых, провожу подготовку голосового аппарата к исполнению музыкального произведения, применяя упражнения на выработку правильного дыхания и звукообразования.
При подготовке к уроку для этого этапа подбираю цикл вопросов развивающего характера, где необходимо сравнить и выделить главное в музыкальном произведении. Опирающиеся на прием сравнения (определение разницы в исполнении , в чем она появляется, какое исполнение лучше и почему). Вопросы рассчитаны на самостоятельность творческих действий.
В завершение этапа создаю затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, которые фиксируются с помощью проблемного задания (учебной задачи). При этом проблемное задание обязательно отвечает следующим требованиям: оно должно быть личностно значимым для ученика, представлять посильную трудность и подталкивать ученика на «открытие» нового знания.
Во время выявления причины затруднения и постановки цели деятельности (третий этап) организую коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Происходит развитие речевых навыков, связанных с расширением у учащихся эмоционально – смыслового словаря, необходимого для отклика на характер и настроение музыки. Продумываю способ фиксации цели и темы урока учениками. Завершаю этап постановкой цели и формулировкой темы урока.
На четвертом этапе - построения проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) – помогаю ученикам осуществить выбор метода разрешения проблемной ситуации, выдвигать и проверять гипотезы. Для этого использую подводящий и побуждающий диалоги. Подводящий диалог начинаю с пройденного материала и целью вопросов, шаг за шагом, подвожу к новому материалу. Побуждающий диалог – ставлю следующие вопросы, которые стимулируют мысль, побуждают к действию: «Чему удивились?», «Чего не хватает в исполнении музыки?», «Можем ли мы исполнить?» Ассоциации, которые возникают при вслушивании в музыку, - это естественный элемент полноценного восприятия музыки. Музыка дает простор для всевозможных толкований.
Применяю метод «звук – эмоция – движение», который создает эмоционально – эстетический настрой и вносит в урок значительное разнообразие, расширяет возможности творческой деятельности и развивает творческие задатки личности школьника. Метод помогает «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», жестом, проникнуться ее настроением. Применяя этот метод, предлагаю детям, знания, используя многожанровый музыкальный материал. Исполнение музыки движением дает возможность увидеть.как слышит музыку каждый ученик. Когда меняется характер музыки, моментально видно, настолько чутко уловили эти изменения дети, а значит насколько они были внимательны. «Открытие» детьми нового знания чаще провожу с помощью групповой работы.
Пятый этап – первичное закрепление во внешней речи. Здесь строю работу с учащимися в форме коммуникативного взаимодействия. Дети работают в парах, группах. Новые знания включают в себя «открытие»: музыкальных терминов (на уроке использую игровую ситуацию «разлетелись слоги термина - помоги собрать»); вокально-хоровых навыков (работая в парах, дети проговаривают текст или припевают друг – другу мелодию); метро – ритмических навыков использую раздаточный материал).
Шестой этап - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа использую индивидуальную форму работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применении нового способа действия, осуществляя самопроверку, пошагово сравнивая с образцом. Даю представление о концертном качестве исполнения, приглашая на урок профессиональных музыкантов. Выступление профессионалов является объективным, обоснованным эталоном. Пи этом , слушая воспроизводят мелодию «про себя». Это дает возможность воспитывать внимание и развить слуховой контроль.
На этом этапе формируется способность к самоконтролю и самооценке, положительное самоопределение к познавательной деятельности. Ребенку предоставляется возможность пробовать свои силы « могу». Эмоциональная направленность состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Включение в систему знаний и повторение (седьмой этап).
Здесь применяю метод творчества, поскольку эмоциональная отзывчивость на музыку тесным образом связана с творчеством. Другими словами, оценочное суждение по поводу воспринимаемой музыки, индивидуальная творческая интерпретация исполнения произведения и собственное творчество является предметом творческой работы мыслей и чувств.
Для этого этапа творческие задания составляются с учетом всех видов деятельности, применяемых на уроках: оперирование музыкально- слуховыми представлениями лада, ритма, формы: использование средств музыкальной выразительности: развитие навыка переноса знаний из одной области в другую. Учащихся к восприятию и исполнительству.
Итогам урока является проведение рефлексии деятельности. На данном этапе организую самооценку деятельности учениками.
При этом возможными вопросами, активизирующими рефлексию деятельности, могут быть:
- Какое у вас сейчас настроение?
- Кто создал такое настроение? Я? (музыка)
- Назовите самых активных и ярких участников нашего урока.
- Определите свое отношение к результатам работы на уроке.
- Давайте поаплодируем себе и тем самым скажем спасибо друг другу. Я – вам, за вашу работу и выступления, а вы – мне.
Такая структура урока помогла мне: обеспечить усвоение специальных музыкальных знаний и навыков; формировать развитие общих способностей: наблюдательности, образного мышления, художественного воображения, фантазии; развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения и творческий потенциал через активные формы деятельности на уроке; привить интерес к занятиям музыкой. Кроме того, применение технологии деятельностного метода на занятиях музыки позволило извлечь следующее выводы:
- По результатам исследования рейтинга предпочтительности школьных предметов для учащихся основной школы было выявлено, что уроки музыки занимают по шкале интереса исследования влияния и мотивации к предмету 3-4 место.
- По итогам исследования влияния деятельностного метода на развитие психических процессов наблюдается динамика роста эстетической информации в высказываниях (как устных, так письменных), отмечается эмоционально – оценочное отношение к музыкальным образам и умение самостоятельно дать характеристику музыке, применяя художественно-образное описание.
- Технология деятельностного метода помогает учителю успешно решать проблемы реализации современных целей образования. Она поддерживает у учащихся устойчивый интерес к музыке, дает им возможность почувствовать уверенность в собственных силах, испытать ситуацию успеха и комфортности.
|