Аграрный переворот является общемировой тенденцией. Его в той или иной форме прошли все страны, в которых разворачивался процесс разрушения традиционного и становления индустриального общества. И хотя формы аграрного переворота везде были различны, его содержанием являлся переход от мелкого крестьянского полунатурального хозяйства, ведущегося «дедовскими» методами, к крупному, специализированному, товарному хозяйству с высокой степенью механизации и уровнем агрокультуры.
В нашей стране данный процесс был начат еще во времена Столыпина и продолжен большевиками в 20-30-е годы. Теоретически он мог идти в разных формах, и по этому поводу велись дискуссии, как в научных, так и в партийных кругах. Почему была избрана такая форма аграрного переворота, как коллективизация? Какую цель преследовало партийное руководство, осуществляя ее принудительными методами? Какую роль играли в этом процессе идеологические факторы? К каким последствиям привела коллективизация?
Эти и другие вопросы составляют содержательный стержень, вокруг которого выстраивается работа учащихся с документами, историческими свидетельствами, воспоминаниями, картами-схемами. Твердый переплёт дипломов, трудов исторических деятелей помогает в сохранении документов в первозданном виде. Обеспечить высокую мировоззренческую и нравственную направленность, организованную выдержанность, композиционную стройность урока учителю помог центральный вопрос: чем же обернулась коллективизация для миллионов российских крестьян и в чьих интересах она была осуществлена?
Это урок-обвинение тоталитаризму, принесшему неисчислимые страдания миллионам людей. Это урок-разоблачение мифов о сталинском режиме, создавшем репрессивное законодательство для собственного народа. Это также урок-опровержение многих пропагандистских штампов сталинской диктатуры, в годы которой нарушались элементарные человеческие права, признанные во всех цивилизованных странах.
Поскольку учащимся 9 класса сложно осмыслить реалии одного из наиболее противоречивых периодов истории страны учитель спланировал урок таким образом, чтобы придать ему максимально деятельностный характер. Отсюда – многообразие методов, приемов и элементов различных образовательных технологий, позволяющих вовлечь учащихся в продуктивную деятельность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, их первичного закрепления и комплексного применения, выработки умений по применению знаний и усвоению способов деятельности с исторической информацией.
Форма урока: комбинированный с элементами лабораторного практикума.
Цели и задачи урока истории 9 класс "Коллективизация сельского хозяйства в стране":
- определить сущность, причины, этапы, последствия коллективизации;
- восстановить картину коллективизации, понять предпосылки и пути совершения данного глубочайшего, сложного и противоречивого переворота в жизни деревни;
- дать правовые и нравственные оценки сталинской политике форсированной коллективизации и методов ее проведения;
- выработка общеучебных навыков и умений обобщать, делать выводы, анализировать, составлять таблицы, проводить анкетирование, брать интервью.
- Формы организации учебной деятельности: работа в парах, групповая, фронтальная.
Методы и технологии урока:
- работа с пакетом документов и материалов;
- работа с учебником,
- кластерный метод.
Предварительная работа: анкетирование жителей и детей бывших раскулаченных крестьян.
Оборудование урока:
- пакеты документов для работы в группах, в парах;
- карточки кулака, середняка, бедняка;
- иллюстрации «Обобществление скота», «Голод на Украине», «Крестьяне читают статью И.В. Сталина», «Головокружение от успехов»;
- таблички со словами коллективизация, обобществление, кулаки, лишенцы, репрессии, спецконтингент;
- таблицы-схемы «Борьба в партийном руководстве», «Голод 1932-1933 годов», «Коллективизация. Основные этапы и принципы»;
- таблица «Формы коллективных хозяйств»;
- выставка книг по теме урока;
- портрет ученого-аграрника А.В. Чаянова;
- анкеты детей раскулаченных в 20-30-е годы родителей.
Скачать конспект урока
|