В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного творчества. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой широко распространённых растительных материалов. К ним относится аппликация из соломы. Солома - интереснейший природный материал, дающий большие декоративные возможности, которые позволяют создавать мотивы растительного, анималистического и даже пейзажного характера.
В работе пригодятся стебли любых злаков, будь то рожь, пшеница, ячмень или овёс. Отбирать для аппликационной работы следует только целые немятые стебли. У стебля сразу отсекают верхнюю часть, где расположен колос, и корневище. Затем соломенный стебель разделяют на части, так называемые междоузлия, удаляя при этом узелки – места соединения междоузлий. Колос, корневище и узелки отрезают острыми ножницами. Обвивающий стебель сухой листочек, который называют покровным, аккуратно снимают.
Заготовленные таким образом междоузлия запаривают несколько минут в кипящей воде. Затем их распарывают резаком и проглаживают горячим утюгом. В результате получаются соломенные ленты эластичные, золотистые, блестящие.
Солома готова для выполнения аппликации «Обезьяна» - символа 2016 года.
Для выполнения работы "Обезьяна в технике аппликации из соломы" понадобятся:
Материалы: соломенные ленты, клей ПВА, писчая бумага, бархатная бумага или картон тёмных тонов, кусочек сухого мыла.
Инструменты: ножницы, резак, простой карандаш, кисть для клея, хлопчатобумажная салфетка.
Для того чтобы приступить к работе, потребуется чёткий графический рисунок, размер которого будет совпадать с размером будущей аппликации. На рисунке тонкими линиями отмечают направление, по которому будут наклеиваться соломенные ленты и их оттенки.
Так, например, буквой С – отмечают солому светлых перламутровых оттенков, буквами ПТ – солому природных тёмных тонов, буквой Т – солому, тонированную с помощью утюга или паяльника. Оттенки соломы коричневого и тёмно-коричневого цвета можно получить следующим образом: на большую стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг. Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от времени, которое солома нагревается таким способом.
Следующий этап – переведение рисунка на основу. Материал для основы должен быть плотным: картон, фанера, бархатная бумага. Аппликация из соломы хорошо смотрится на черном или коричневом фоне. Иногда цвет фона может быть ярко-красный, бордовый, темно-синий или темно зеленый. На тёмном фоне линии переведённого рисунка должны быть хорошо видны, поэтому обратную сторону рисунка натирают сухим кусочком мыла или штрихуют белым карандашом. Линии переведённого рисунка на основе будут белыми.
Далее приступают к вырезанию бумажных деталей. Ножницами по линии рисунка вырезают каждую деталь отдельно.
Внутренние вырезы: глаза, улыбку, брови выполняют с помощью резака на листе плотного картона.
Вырезанные детали раскладывают по группам в зависимости от того, каким цветом соломы они будут заклеиваться: светлые детали, детали природного тёмного цвета и тонированные детали. Затем приступают к самому главному - наклеиванию соломы. До наклеивания солому раскладывают по цвету: светлую в одно место, природную тёмную в другое, тонированную – в третье. Наклеивание соломы будет вестись по лицевой, а вырезание контура детали - по изнаночной стороне. Если деталь небольшого размера, то лучше покрыть клеем всю её площадь. Если же деталь значительно больше, то клеем смазывается небольшой участок внутри контура для двух-трех соломинок. В противном случае он успеет высохнуть к тому моменту, когда нужно будет перейти к работе на другом участке. Длина соломинок, которыми заполняется контур детали, должна быть немного больше самой детали. Выкладывать соломенные ленты надо очень плотно, не допуская зазоров и нахлестов - только встык. По ходу наклеивания необходимо заглаживать наклеенные полоски соломы, чтобы приклеилась вся поверхность. При выкладывании соломы в каком-то одном направлении полоска обязательно должна быть цельной по всей длине, кусочки использовать нельзя. Выбранное направление не должно меняться по ходу наклеивания соломы.
Когда все детали будут выполнены в материале, их нужно хорошо высушить. Затем, вырезать контур деталей по изнаночной стороне.
Теперь следует приступать к их сборке. Сборку нужно проводить так, чтобы всё изображение было собрано отдельно от фона, а не на нём.
Идеальным фоном для этой аппликации будет бархатная бумага тёмных тонов. Однако, сообразуясь с собственным вкусом, можно выбрать и другой фон. Собранное изображение по частям закрепляют на основе при помощи клея ПВА.
После того, как все детали будут наклеены, аппликацию помещают под груз. В готовой аппликации допустимо выжигание мелких деталей, таких как реснички, улыбочка, выжигательным аппаратом. Готовую работу помещают в деревянную раму под стеклом. Стекло предохраняет аппликацию от пыли и влаги, благодаря чему она лучше сохраняется.
Как видите, работа с соломой не требует сложного инструмента, а материал для аппликации в изобилии даёт сама природа. Собранные во время прогулки злаки, продлят своё существование в выполненных работах, принесут в дом радость. Подробные иллюстрации с детальным описанием помогут создать своими руками маленький шедевр, вложив в него душу и солнечное тепло соломы.
|