Главная » 2017»Июль»31 » Компетентностно-ориентированный подход как основа реализации ФГОС СПО
Компетентностно-ориентированный подход как основа реализации ФГОС СПО
Компетентностно-ориентированный подход как основа реализации ФГОС СПО на примере Судомеханического техникума
Статья
Автор: Резник А.С., методист Судомеханического техникума федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Керченский государственный морской технологический университет»
В современном мире увеличивается значение образования, как важнейшего фактора формирования общества и человечества в целом.
Главный вызов для отечественной системы образования – это скорость и объем роста информации, которая устаревает быстрее, чем ее успевают осваивать. Поэтому знание утрачивает свою ценность, а на первое место выходит компетентность человека - умение искать, отбирать, обрабатывать и транслировать нужную информацию.
Основные направления, характерные для системы образования в Российской Федерации, особо выделяют роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами.
Приоритетной задачей образования, в том числе и среднего профессионального, является выявление и развитие способностей каждого обучающегося, формирование самостоятельной, творчески мыслящей и социально-активной личности, способной к последующему участию в развитии современного общества и самореализации в нем.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. В связи с этим, основой реализации ФГОС СПО является переход к компетентностно-ориентированному обучению.Его характерная особенность выражается в том что, оценка результатов освоения образовательной программы выражается степенью сформированных убудущих выпускников компетенций, которые основываются на запросах работодателей, потребностях современного общества и самой обучающейся личности, т.е студента.
При этом следует отметить, что компетентностный подход не отрицает значимости знаний, он акцентирует внимание на умении обучающегося использовать эти знания в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Компетентность определяется как готовность выпускника к профессиональной деятельности, единство его теоретической и практической подготовки.
Суть образовательногo процесса в условиях кoмпетентнoстнoгo подхода - сoздание таких ситуаций, кoтoрые могут привести к формированиюобщих или профессиональныхкомпетенций.
Под компетенцией в ФГОС понимают способности применения знаний, умений, личностных качеств и практического опыта для успешной деятельности в определенной области.
Таким образом, именно компетентность выпускника образовательной организации СПО является основой его конкурентоспособности на рынке труда. Реализация компетентностного подхода в рамках ФГОС предполагает, что любая компетенция может формироваться несколькими дисциплинами, так и одна дисциплина может участвовать в формировании нескольких компетенций.
Основная задача преподавателя при компетентностно-ориентированном обучении – сформировать способность обучающегося к самообучению в дальнейшем (т.е. научить студента учиться и применять свои знания на практике). При этом преподаватель является наставником, помощником, координатором.
Преподаватель способен решить эти задачи за счет применения современныхтехнологий обучения, которые могут сократить разрыв между теорией и практикой и активизировать познавательную деятельность обучающихся, это различные формы активного и интерактивного обучения, проектная деятельность,работа в группах, практико-ориентированные занятия, экскурсии на промышленные предприятия, использование информационных технологий в образовательном процессе и т.д.
В образовательном процессе Судомеханического техникума преподавательский состав также ориентирован на компетентностый подход в обучении. Более 80% преподавателей техникума в своей образовательной деятельности используют различные инновационные технологии для формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся на всех этапах обучения. Одним из перспективных методов являются проблемно-деловые игры. Игры стимулируют познавательную активность студентов, позволяют осуществлять выполнение реальной учебной и производственной деятельности, но при этом из-за условного характера делают студентов на занятии более раскованными, свободными. Игры позволяют снять «психологические зажимы», помогают проявить способности и возможности студентов.Работая с заданиями, составленными в форме игры, студенты повторяют то, что уже изучили, проверяют свои способности, анализируют, систематизируют накопленный опыт и делают обобщения и выводы. Игровые технологии применимы на дисциплинах различных циклов, хорошо зарекомендовали себя при использовании их на дисциплинах гуманитарной направленности («История», «Русский язык и культура речи», особенно часто применяются на занятиях по иностранному языку), в экономических дисциплинах(«Экономика», «Менеджмент» и др.), на дисциплинах естественнонаучного цикла («Математика», «Информатика», «Физика») и ряде спец. дисциплин технического профиля.