Автор: Иванова Полина Степановна, учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ №1" города Братск.
В классе не должно быть мертвой тишины. Именно поэтому впереди планеты всей личностно-ориентированное образование, основанное на компетентностном подходе к обучению. Таким образом, я на своих уроках создаю такие личностно-ориентированные ситуации, сущность которых заключается в постановке проблемного вопроса и его решения в рамках учебного взаимодействия. На каждом уроке я веду с учащимися диалог, который способствует тому, чтобы школьники сами могли использовать знания по предмету в качестве средства общения и научились обоснованно выстраивать цепочку собственнвх суждений, аргументированно доказывать свое мнение.
Для раскрытия индивидуальных способностей ученика я стараюсь на уроке словом и делом создать такие условия, когда каждый мог бы проявить себя, не боясь быть принятым или отвергнутым.
Установка на диалог и признание его основой отношений в процессе обучения – это принципиальное согласие с возможностью существования разных, но признаваемых равноценными взглядов и позиций.
Именно диалог является одним из эффективных способов организации учебного процесса и развития гуманитарного мышления.
В системе средств обучения в качестве отдельного вида выделяют проблемные вопросы, для которых характерна ориентация на противоречивую ситуацию, побуждение к поиску неизвестного, нового знания. Проблемные вопросы могут быть и провокационными для вовлечения учащихся в эту противоречивую ситуацию.
Я приучаю детей думать вслух, чтобы каждое действие сопровождалось словом.
Постановка проблемного вопроса в начале изучения темы активизирует познавательную активность, настраивает на диалог. В диалоге исчезают жестко закрепленные социальные роли, я выступаю лишь в роли организатора, который корректирует ответы, направляет мысли в необходимое русло. Каждый урок – это связь с прошлым, последующим и будущим материалом, рассмотрение изучаемого содержания в исторической и временной перспективе, связанной с современностью.
Работая в диалоге, мои ученики сами добывают информацию, стараются быть признанными, услышанными, успешными. Важно, чтобы при диалоговом общении появилось доверие к чужому слову, поиск глубинного смысла, согласия.
Я, работая с ученическим коллективом, создаю пространству успешности в обсуждении, в поиске.
Диалогические отношения - это единственная форма отношения к человеку-личности, сохраняющая его свободу и независимость. И это моя профессиональная позиция.