Главная » 2016»Октябрь»3 » Мониторинг метапредметных результатов образовательной деятельности
Мониторинг метапредметных результатов образовательной деятельности
К вопросу о сущности и мониторинге метапредметных результатов образовательной деятельности
Информационная статья
Автор: Трубникова Ю.В., заместитель директора по ИКТ МБОУ "Преображенская СОШ".
На протяжении многих столетий система образования выполняла и продолжает выполнять социальный заказ на подготовку личности, способной успешно адаптироваться в обществе, осуществлять общественно полезную (в том числе профессиональную) деятельность, участвовать в научно-техническом прогрессе, обогащать культурное наследие и др. Современная цивилизация с её информационным обществом требует от системы образования такого подхода к образованию и воспитанию подрастающих поколений, который обеспечил бы им высокую степень профессиональной и социальной мобильности, способность к преодолению трудностей, продуктивную компетентность в сфере высоких технологий, социальную и коммуникативную компетентность.
В этой связи основополагающей целью современного российского образования становится достижение двойного эффекта: обеспечение учащимся возможности успешно решать актуальные задачи и подготовка их к решению насущных проблем личного и общественного характера в будущем. Соответственно целям опережающего развития определена и современная образовательная парадигма, в основе которой лежит выявленный ещё К.Д. Ушинским философско-антропологический смысл образования, реализуемый в образовательной практике через компетентностный подход.
Именно личностная направленность образования отображается в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения в двух типах образовательных результатов – личностных результатах и метапредметных. При этом если с пониманием сущности личностных результатов образовательной деятельности, при наличии у педагога базовых профессиональных знаний в области психологии, как правило, не возникает, то понимание принципа метапредметности, призванного обеспечивать высокое качество образования, заслуживает пристального внимания в виду отсутствия единства мнения учёных в понимании его сущности.
Раскрытие вопроса о сущности метапредметности следует начать с упоминания о том, что в новых ФГОС метапредметность представлена только лишь в качестве универсального способа деятельности, что, на наш взгляд, методологически не совсем корректно, так как это понятие соотносится не только с деятельностной стороной образования, но и с содержательной.