В век повальной компьютеризации потенциал использования технических средств обучения в преподавании вокала применяется не всеми педагогами, хотя, – это неплохой помощник и стимул к обучению.
Важнейшая задача на занятиях вокалом – постановка голоса – синхронное взаимосвязанное вырабатывание слуховых и мышечных навыков поющего, развитие представлений о классическом певческом звучании вокального эталона. Достаточно Важно, чтобы обучающийся верно выбрал такой эталон, к которому будет стремиться в собственном вокальном росте. Эталон может быть академическим, эстрадным и народным. Представления о правильном певческом звучании на занятиях по вокалу наиболее часто осуществляются, основываясь на звуковом показе, словесном описании правильного звучания и оценке получившегося итогового звука педагогом. Дать самооценку собственного голоса для учащихся затруднительно потому, что звук, проходя через компьютер, хоть и незначительно, но меняется. Многим учащимся это не нравится. Они лучше воспринимают оценку специалиста, т.е. педагога.
Неоспоримое преимущество технических средств, в другом, не менее важном виде обучения. С их помощью педагог и обучающиеся могут прослушать или увидеть запись урока, либо своего выступления неограниченное количество раз. Он получает прекрасную возможность услышать собственный голос со стороны и провести его оценку совместно с педагогом. Такое прослушивание (просмотр черновиков) с комментарием преподавателя обучает детей давать правильную оценку качества своего голоса, вырабатывает способности к самооценке и самоконтролю. Кроме того, прослушивание и просмотр записей известных исполнителей вокальной музыки содействует накоплению музыкального опыта, помогает учащимся избрать ориентиры для формирования представлений о вокальном эталоне.
Использование технических средств обучения в преподавании вокала: звукозаписывающая студия
Создание своей звукозаписывающей студии тоже является важным элементом в обучении вокалу. Наличие микрофона, звуковой аудио карты и мониторных наушников нам позволяют экспериментировать с голосом, добавляя разные приемы и краски в свой репертуар. Это развивает творчество, самооценку, желание добиваться поставленной цели. Каждый из учащихся студии имеет диск со своими записями в студии, а так же записями сверстников. С помощью компьютера смотрим видео, где проходят мастер классы и семинары современных вокалистов, создаем презентации на изучаемые темы, транспонируем музыкальные произведения в удобную тональность, изменяем темп. Это бывает нужным на ранних этапах обучения, когда необходимо подобрать предельно удобный материал для начинающего заниматься вокалом.
На сегодняшний день появилось множество компьютерных программ для музыкантов: Неро, Вегас Сони, Мелодин. Эти программы помогают менять тональность песни, темп, резать песню, убирая лишнее, например, много повторений.
Наличие интернета и компьютера практически у каждого учащегося помогает общению в социальных сетях, где дети и руководитель делятся своими находками в области вокала, обсуждают их. Интернет помогает общению с родителями, обсуждать повседневные вопросы, которые касаются их детей и студии. Важным звеном в занятиях вокалом является синтезатор. Можно задать определенный ритм песне, темп, стиль для дыхательных упражнений. Он поможет при распевании. Это делает занятие разнообразнее и доступнее для учащихся, развивает ученика в вокальном и музыкальном плане.
Использование фонограмм также является достаточно действенным методом. Они с успехом используются на практике, в концертной деятельности и на занятиях вокала. Кроме того, дети очень любят петь под пианино-синтезатор, что тоже мотивирует их интерес к учению, т.к. многие из учащихся посещают музыкальную школу по классу фортепиано.
Для записи фонограмм используются:
- компьютерные программы-секвенсоры: Cakewaik Pro Audio и Cubacevst;
- виртуальные синтезаторы:Reaktor, Rebirth, Giga studio;
- звуковые редакторы: Saund Ford, Wavelad, Сool Edit Pro, Samli tude;
- запись компакт дисков совершается при помощи программ: Winoncd, Nero urnIng Rom, Sibelius и Finale.
Также можно применять музыкальные ресурсы интернета: сайты известных исполнителей, нотный архив.
Использование технических средств обучения в преподавании вокала развивает у детей креативное мышление, заставляет думать и анализировать. Способствует закреплению вокальных технических и художественно-исполнительских навыков, мотивируя к изучению предмета, делает его более увлекательным и творческим.
|