Россия славится лесными ресурсами.
Работники Аганского лесничества в своей деятельности большое внимание придают преемственности, передаче своего опыта подрастающему поколению по сохранению и преумножению лесных богатств, воспитанию у детей бережного отношения к природе. Встречи с учащимися специалистов лесного хозяйства в форме бесед, лекции, трудовых десантов в 2013-2014 годах носили эпизодический характер. Цель этих встреч, экологическое воспитание и просвещение молодежи, а также ее профессиональная ориентация. Интерес детей к проводимым экологическим мероприятиям, заставил работников нашего образовательного учреждения задуматься о возможностях более активного сотрудничества.
Школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, таковой является Радужнинская школа, основной целью считает социальную адаптацию и интеграцию особого ребёнка в общество. Большой акцент ставится на обучении детей трудовым навыкам, формированию практических навыков и умений. Интересы школы и работников лесного хозяйства полностью тождественны, что делает совместную работу лесничества и школы для детей с ограниченными возможностями здоровья ещё более важной и актуальной.
25 марта 2014 года Казенное учреждение «Аганский лесхоз» Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в лице директора Владимира Анатольевича Куликова, действующего на основании Устава, с одной стороны и казенным специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Радужнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида», в лице директора Михаила Ивановича Солоп, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключен Договор об организации и обеспечении школьного лесничества. С этого времени начинается история школьного лесничества «Муравей».
Куратором школьного лесничества со стороны лесхоза была назначена заместитель директора КУ «Аганский лесхоз» Галина Владимировна Чернига. Работу школьного лесничества возглавила Надежда Викторовна Семенец учитель биологии и географии «Радужнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида».
Особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Исследования показывают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья деятельность органов чувств не нарушена, не отмечается грубых нарушений в эмоционально-волевой и двигательной сфере. В радужнинской школе обучается 106 детей, из них со сложным дефектом 21 ученик. Задача школы сохранить здоровье детей, помочь им стать полноценными членами общества.
Оздоровительную работу мы понимаем не только в медицинском смысле, но и более широком: оздоровление взаимоотношений между учащимися, учащимися и педагогами, с окружающим миром, отношение к себе. Для этого необходимы специфические условия работы. Неформальные взаимоотношения, во время которых каждому найдётся место, и каждый почувствует помощь со стороны окружающих его людей. Близкое общение взрослых и детей во время работы в лесничестве, это возможность обмениваться чувствами и мыслями, идеями и переживаниями. Возможность усвоить духовные ценности, которые накопили в своей жизни взрослые. Участие в работе школьного лесничества помогает детям формировать взаимоотношения с внешней средой, умение правильно ориентироваться в социуме, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа лесничества предусматривает поступательное развитие самого ребёнка не в условиях школьного учреждения, а в изменяющемся пространстве окружающего его мира, дает возможность почувствовать себя полноценным членом общества.
Знания, приобретённые учащимися на занятиях по экологии, биологии, технологии и математике, должны быть приведены в определённую логическую систему, для того, чтобы можно было ими пользоваться, т.е. успешно применять на практике. Экологическую культуру школьников невозможно воспитывать только на уроках, поэтому работа проводится во внеурочное время: совершаются походы, экскурсии по изучению флоры и фауны родного края. Трудовые умения и навыки отрабатываются, когда осуществляются природоохранные социально-значимые проекты. Школьное лесничество «Муравей», это эффективная форма трудового воспитания детей, привития подрастающему поколению бережного отношения к природным богатствам. Совместная деятельность работников лесхоза и школы, является важным аспектом учебно-воспитательного процесса. Особым детям лишь требуется постоянная помощь, помощь включения в коллектив, в общую работу с которой они в состоянии справиться и поощрения за самые незначительные успехи. Школьное лесничество эффективная форма получения особыми детьми трудовых навыков, воспитания у школьников любви к природе родного края. Средствами образования, трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации, которая осуществляется в рамках работы школьного лесничества, учащиеся развиваются и переходят на более благоприятное место в социуме.
Программа работы школьного лесничества
Воспитание гражданина, с активной жизненной позицией, сознательным отношением к окружающей природе, когда единство слова и дела становятся повседневной нормой поведения, невозможно без создания системы работы по данному направлению. В школе разработана авторская программа школьного лесничества «Муравей», целью которой является воспитание гражданина с активной жизненной позицией.
Содержание программы школьного лесничества решает следующие задачи:
- приобщить учащихся к миру природы, понимать её ценность для каждого человека;
- закрепить и углубить знания о природе России, животном и растительном мире Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- сформировать навыки исследовательской и опытнической работы на доступном для учащихся уровне;
- дать понимание личной причастности к сбережению и защите природных ресурсов, возможности помочь обитателям природы, живущим рядом с нами в одном «зелёном доме»;
- сформировать трудовые умения и навыки по охране и воспроизводству лесных ресурсов;
- социализировать детей с ограниченными возможностями здоровья;
- дать возможность самореализация ученика в системе коллективных отношений;
- воспитывать любовь к природе родного края;
- сочетать в воспитательной работе оздоровительные мероприятия и культурный отдых.
Направления работы школьного лесничества:
- общественно-полезный производительный труд;
- образовательно-просветительская и природоохранная массовая работа;
- оздоровительная работа.
- Формы работы, используемые в работе школьного лесничества для детей с ограниченными возможностями здоровья:
- производственные задания на социально-значимые проекты;
- практикумы – трудовые десанты;
- экологические социально-значимые акции;
- экскурсии;
- беседы;
- викторины;
- реализация программ дополнительного образования экологической направленности «Лес и человек», «Мы дети природы»;
- изготовление поделок из природного материала;
- игры;
- экологические праздники;
- походы;
- посещение музея, его передвижных экспозиций;
- участие в конкурсах;
- международные экологические акции;
- литературное творчество.
В течение года проводим экологические и природоохранные акции: «Птичья столовая!», «Домики для птиц», «Очистим Землю от мусора!», «Посади дерево!», «День леса», «Каждой пичужке по избушке», выставки рисунков «Мой родной лес», «Мой родной край», выставки поделок из дерева и т. д. Наши школьники любят работать в лесу, участвовать в посадке, в прочистке леса. Ребенок, который хоть один раз участвовал в посадке леса, никогда не будет варварски относиться к природе.
Результаты работы:
- навыки производительного труда связанные с воспроизводством природных ресурсов;
- использование школьного лесничества в реализации образовательной области «Технология» при внедрении компонента образовательного учреждения в учебный план через участие в социально значимых проектах;
- знание и соблюдение учащимися норм экологического поведения в природе;
- повышение качества знаний о природе родного края;
- адаптация учащихся в социуме;
- укрепление связи школы и родителей, активное участие родителей в природоохранных мероприятиях;
- профессиональное самоопределение школьников;
- действующие механизмы социального партнёрства;
- повышение престижа образовательного учреждения в социуме.
Вывод
Школьные лесничества – первая ступень лесного образования, которая помогает воспитывать бережное отношение к лесу. Общение с животными, «погружение» в мир растений, посильный труд на земле обеспечивают психологический комфорт и благоприятные условия для обучения, а также возможность социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, способность влиять на профессиональный выбор учащихся.
Одной из самых актуальных и острых проблем нашего времени является проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция проблемы интеграции таких детей в общество. Количество аутичных детей растет. Это те школьники которые могут работать в лесном хозяйстве под руководством лесника.
Школьное лесничество для учащихся с ограниченными возможностями здоровья это возможность выйти за пределы школы, родного дома, реабилитационного центра и почувствовать себя полноправным членом общества. Проблема социальной адаптации в современном обществе детей с особыми образовательными потребностями, может решаться через создание школьных лесничеств.
Казенное образовательное учреждение «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», готова продолжать начатую работу. Благодаря школьному лесничеству учебно-воспитательный процесс стал интереснее для учеников, привлекательнее для родителей, результативнее для учителей, социально значимее для общества.
Материал скачан:
Об авторе: Семенец Надежда Викторовна, учитель географии и биологии, руководитель школьного лесничества «Муравей».
Для цитирования (ГОСТ): Семенец, Н. В. ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ // Живой журнал Методичка (НМП "Методичка.орг"). URL: http://www.metodichka.org/news/shkolnoe_lesnichestvo_v_uslovijakh_shkoly_dlja_detej_s_ovz/2016-03-15-468 (дата обращения: ).
|