Современный рынок труда испытывает потребность в компетентных квалифицированных рабочих. Поэтому в последние годы заметно возросли требования работодателей к коммуникативным навыкам и исследовательским способностям выпускников, к их социальной адаптированности, к их овладению навыками самостоятельного приобретения и применения знаний и умений в профессиональной деятельности при решении производственных задач, а также к развитию интеллектуальных и деловых качеств. Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль деятельности обучаемого в модельной среде.
Из известных форм учебно-практических занятий семинар предоставляет наиболее широкие возможности для развития ключевых и профессиональных компетенций, так как основную роль в его подготовке играет самостоятельная работа обучающегося, его исследовательские способности. Другими словами, методом познавательной деятельности при подготовке и проведении семинара является частично поисковый метод с элементами исследования.
Буквально термин «семинар» в переводе с латыни (Seminarius) – это рассадник знаний. Современное определение: «Семинар - вид групповых занятий по какой-либо проблеме, обсуждение заранее подготовленных докладов» [1].
Материаловедение - наука, изучающая строение и свойства металлов и их сплавов, устанавливающая связь между их составом, строением и свойствами и разрабатывающая пути воздействия на их свойства [2]. На материаловедение опираются дисциплины общепрофессионального и профессионального циклов:
- для профессии «Автомеханик»: «Слесарное дело и технические измерения», "Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей",
- для профессии «Сварщик»: «Основы инженерной графики», "Допуски и технические и измерения", "Технология производства сварных конструкций", "Оборудование, техника и технология электросварки", "Технология газовой сварки".
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
- о взаимосвязи дисциплины с другими общепрофессиональными дисциплинами;
- о прикладном характере дисциплины в рамках профессии;
- о новейших достижениях и перспективах развития в области материаловедения;
знать:
- строение и свойства материалов, методы их исследования;
- классификацию материалов, металлов и сплавов;
- области применения материалов;
- методы воздействия на структуру и свойства материалов;
уметь:
- выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
- проводить исследования и испытания материалов;
- работать с нормативными документами для выбора материалов с целью обеспечения требуемых характеристик изделий.
Семинар предназначен для реализации этих задач и носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Преподавателем обозначены конкретные цели семинара:
Дидактические:
- пользование справочной и технической литературой,
- пользование интерактивными источниками,
- при оформлении докладов использование правил по оформлению пояснительных записок.
Развивающие:
- развитие политехнического кругозора,
- развитие способностей к самоанализу,
- формирование технического мышления, способностей познания техники с помощью справочной литературы, учебников и интерактивных источников,
- формирование научных знаний через применение условных обозначений сплавов, соответствующих требованиям стандартов,
- формирование практических навыков и умений, необходимых для работы на производстве,
- интеграция мыслительной и практической деятельности.
Воспитательные:
- воспитание эстетического вкуса,
- развитие при подготовке докладов и при выступлениях профессионально значимых качеств: самостоятельности, ответственности, творческой инициативы, гражданской позиции, социального партнёрства, толерантности.
Эффективность формирования ключевых компетенций обучающихся во многом зависит от того, насколько умело преподаватель организует совместную и самостоятельную работу обучающихся по теме семинара.
«Надо, чтобы обучаемые по возможности учились самостоятельно, а обучающий должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» [3], утверждал К. Д. Ушинский, говоря о значении самостоятельной работы в процессе обучения.
Целью работы преподавателя является создание комфортных условий обучения в ходе семинара, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, эффективно усваивает учебный материал и выходит на уровень осознанной компетентности.
Роль преподавателя при подготовке семинара складывается из разработки содержания заданий, составление списка рекомендуемой литературы, обучения самостоятельной работе в ходе подготовки семинара, контроля самостоятельной работы, т. е. его роль перестаёт быть главной, он лишь регулирует процесс и занимается общей организацией семинара.
Сложностью работы преподавателя по организации и руководству семинаром являются:
- работа вне расписания,
- работа с Интернетом требует много времени,
- учебники и справочная литература по дисциплине «Материаловедение» часто требуют корректировки в соответствии с новыми стандартами на материалы.
При подготовке к семинару преподаватель выполняет большую подготовительную работу и от того, как качественно и профессионально она выполнена, зависит, будут ли достигнуты поставленные задачи. Подготовительная работа включает:
- Разработку сценария семинара.
- Выдачу тем докладов докладчикам.
- Проведение консультаций по содержанию докладов и правилам их оформления.
- Предварительное рассмотрение содержания докладов.
- Проведение консультаций с рецензентами докладов по содержанию рецензий и правилам их оформления.
- Для всех участников семинара – подготовка кроссворда.
Обучающиеся не имеют навыков написания рецензий, связи с этим преподавателю необходимо провести консультации по оформлению и составлению рецензии.
В этом помогут рекомендуемые вопросы. Целью написания рецензии является:
- формирование навыков самостоятельного изучение нового материала,
- развитие способностей к самоанализу и взаимоконтролю,
- обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Вопросы составлены в форме теста. Прочитав доклад, а затем и прослушав его, рецензент сможет по предложенной форме составить рецензию. Безусловно, вопросы для подготовки к написанию рецензии носят только рекомендательный характер.
Роль обучающихся при подготовке семинара:
- самостоятельное изучение литературных и Интернет- источников в соответствии с содержанием задания,
- конспектирование необходимых материалов из литературных источников и интернет-ресурсов,
- корректировка докладов в соответствии с регламентом.
Прогнозируемые результаты семинара
Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Семинар является интерактивной формой обучения и позволит обучающимся получить необходимые им знания, навыки и умения в форме, которая предусматривает совокупность разных способов достижения поставленной цели.
При подготовке к семинару обучающимися проводится большая самостоятельная работа. Первый этап- разгадывание кроссворда. В этой, достаточно продуктивной работе принимают участие многие обучающиеся, используя при работе разные источники информации: конспекты, справочники, техническую литературу, учебники по материаловедению, Интернет-ресурсы.
При этом развивается политехнический кругозор, способности к самоанализу, способности познания техники с помощью разных источников информации. Эта работа оценивается по 5-ти балльной системе.
Второй этап – сам семинар.
Обучающиеся, подготовившие доклады и рецензенты этих докладов в процессе работы должны проявить профессионально значимые качества.
К тому же, рецензенты должны проявить свою гражданскую позицию, их оценки должны быть объективными. Слушатели семинара, докладчики, рецензенты получают информацию в виде докладов, рецензий, материалов электронного учебника, комментариев преподавателя. Полученная информация позволит обучающимся понять связь дисциплины «Материаловедение» с дисциплинами, изучаемыми в колледже, значимость этой дисциплины в их будущей профессиональной деятельности.
Рассматривая прогнозируемые результаты семинара можно сделать вывод, что этот вид деятельности развивает исследовательские и творческие способности личности, коммуникативные умения и навыки, способность развиваться в информационном пространстве, чувство ответственности за принятое решение, повышает мотивацию для развития аутокомпетенций.
Список литературы
- Берденникова Н. Г., Меденцев В. И. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Учебно-методическое пособие. - СПб: БАТиП, 2006.
- Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка). - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. – М.: Изд-во УРАО, 2002.
Материал скачан:
Об авторе: Галашокян Алла Дмитриевна, преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовский колледж металлообработки и автосервиса» (ГБПОУ РО «РКМиА»), г. Ростов-на-Дону.
Для цитирования (ГОСТ): Галашокян А. Д. СЕМИНАР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ // Живой журнал Методичка (НМП "Методичка.орг"). URL: http://www.metodichka.org/news/seminar_kak_sredstvo_formirovanija_kljuchevykh_i_professionalnykh_kompetentnostej/2016-03-24-537 (дата обращения: ).
|