Главная » 2016»Июнь»25 » Профилактика синдрома профессионального выгорания учителей
Профилактика синдрома профессионального выгорания учителей
Автор: Корнилова Мария Владимировна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №7" города Новодвинска.
Специфика педагогической деятельности обуславливает особую значимость личности педагога, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию с учащимися. Эти индивидуально-психологические особенности личности позволяют реализовать важнейшую задачу – содействовать учащемуся в определении и совершенствовании его отношения к себе и окружающим. Оказание помощи учащимся в социальном развитии возможно лишь в оптимальном процессе педагогического взаимодействия, когда учитель, оставляя за собой активную роль, организует взаимодействие как взаимный обмен знаниями, идеями, интересами, чувствами [26].
Профессиональная деятельность в качестве основной формы трудовой активности людей играет немаловажную роль в их жизнедеятельности, социальном становлении и самоутверждении. Процесс профессионализации педагога сопровождается характерной интеграцией свойств и качеств, формированием его личности как неделимой системы. В то же время наличие дисбаланса между личностью учителя и его профессиональной деятельностью предопределяет широкий спектр эмоциональных переживаний, нередко ведущих к профессиональному выгоранию – комплексу специфичных психических трудностей, возникающих как совокупность симптомов, которые негативно сказываются на работоспособности, самочувствии и профессиональном взаимодействии учителя. От того, насколько развита у учителей способность противостояния профессиональному выгоранию, во многом зависит и качество выполняемой профессиональной деятельности, и их личное психофизиологическое здоровье [8].
Актуальность исследования: современная система образования устанавливает новые требования к личности педагога. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», обеспечивая учителей совокупностью прав и свобод, гарантируя им определенные социальные гарантии и компенсации, признавая их особый статус в обществе, предъявляет к ним и определенные, повышенные требования [32].
Вместе с тем сегодня профессия учителя рассматривается как наиболее стрессогенная среди социальных профессий. Наиболее часто в качестве источников профессионального стресса педагогов называются чрезмерные нагрузки учителей, поведение учащихся, взаимоотношения с администрацией, коллегами, родителями учеников, отсутствие социальной поддержки, большая наполняемость классов [27]. Все это способствует формированию у педагогов такого негативного явления, как профессиональное выгорание.
Содержание понятия профессионального выгорания.
Эмоциональное выгорание – комплекс специфичных психических трудностей, которые возникают у людей в связи с их профессиональной деятельностью. Впервые эмоциональное выгоранеи было описано Х. Фройденбергером в 1974 году.
В.Е. Орел, проводя анализ работ, посвященных эмоциональному выгоранию, выделяет три подхода к данному феномену: индивидуальный, межличностный, организационный:
Исследования, относящиеся к индивидуальному подходу, фокусируются, как правило, на признаках, которые испытывают работники, переживающие эмоциональное выгорание. Выгорание рассматривается как синдром, состоящий из многочисленных взаимосвязанных симптомов, в котором базовым является истощение. Фрустрированные цели и ожидания рассматриваются как основная причина выгорания. Одной из наиболее известных концепций в рамках данного подхода к проблеме выгорания является концепция А. Пинес. А. Пинес, основываясь на взглядах экзистенциальной психологии, выдвинула идею о том, что важнейшим фактором выгорания является неудавшийся поиск смысла жизни в профессиональной деятельности. Выгоранию могут подвергаться только субъекты с изначально высокой мотивацией. Личность без такой внутренней мотивации может испытывать стресс, депрессию, одиночество, экзистенциальный кризис или усталость, но не выгорание. Сильные осознанные или бессознательные мотивы являются необходимым условием развития выгорания. Несоответствие между намерениями профессионала и реальностью является источником стресса, а применение неадекватных стратегий преодоления или истощение ресурсов профессионала или организации – к выгоранию [21].
Межличностные подходы акцентируют внимание на том, что в большинстве случаев эмоциональные нарушения развиваются из повседневного взаимодействия с беспокойными, требовательными клиентами. Существует несколько теорий, которые пытаются определить роль межличностного взаимодействия на работе в возникновении выгорания. Одни исследователи (Маслач) предпочитают считать главной причиной выгорания напряженные взаимоотношения профессионала и клиента, которые профессионал принимает на себя. Другие (Харрисон) отмечают механизм его возникновения в восприятии индивидом собственной социальной компетентности и эффективности в межличностных отношениях. Третьи (Буунк и Шауфели) причину выгорания отмечают в механизмах социальной перцепции, где основными компонентами являются механизмы аффилиации.
Организационный подход основан на том, что главным условием возникновения выгорания, наиболее важным фактором для понимания выгорания как негативного, связанного с работой психологического феномена, является организационная среда [5].