Лично-деятельностный подход – неотъемлемая часть реализации Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Личностный подход имеет в виду не приспособление целей обучения и воспитания к отдельному студенту, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям студента с тем, чтобы обеспечить соответствующий уровень формирования общих и профессиональных компетенций.
В рамках работы цикловой методической комиссии специальных дисциплин личностно-деятельностный подход нашел свое выражение через содержание и форму практических занятий по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам, реализацию всех видов практики, и, конечно же, через выполнение выпускных квалификационных работ. Стоит обратить особое внимание на тот факт, что в процессе реализации различных видов учебной деятельности учитываются индивидуальные особенности студентов.
Проведение практических занятий включает самостоятельную работу обучающихся с нормативно-правовыми актами, поиск правовой информации, разрешение практических ситуаций, это позволяет студентам самостоятельно находить и использовать профессионально значимую информацию, всесторонне рассматривать деятельность специалистов и, как следствие, формировать не только профессиональные, но и общие компетенции. Особенно эффективно в рамках практических занятий по МДК реализуются ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы, и целый ряд профессиональных компетенций. Хотелось бы отметить, что проведение не только практических занятий, но и занятий иных форм формируют мотивацию на будущую профессиональную деятельность.
Так же личностно-деятельностный подход реализуется и через работу студентов в коллективе. Такая работа вообще для формирования профессиональных компетенций имеет неоценимое значение, ведь через нее реализуются не только ПК, но и распределяются роли в коллективе, формируется опыт взаимодействия с товарищами по команде. В рамках работы ЦМК специальных дисциплин такая деятельность нашла свое отражение в проведении учебной практики, и наглядно прослеживается через уже ставшие традиционными внеклассные мероприятия «Эрудицион» и «Интеллектуал», проводимые в рамках учебной практики. Обучающиеся самостоятельно определяют рабочие группы, подготавливают и выполняют предусмотренные для участия в конкурсах задания, оставляют о проведении мероприятия отзывы. Опыт проведения данных мероприятий показал, что работа в коллективе, состязательность, и творческий подход к решению поставленных задач позволили студентам
Эффективное формирование общих и профессиональных компетенций продолжается и в рамках практики производственной (по профилю специальности) , стоит отметить что это, пожалуй, самый ответственный этап в освоении профессиональных модулей. Преподавателями ЦМК специальных дисциплин было уделено большое внимание методическому обеспечению производственной практики. Особенности проведения производственной практики по специальности Право и организация социального обеспечения, обусловили написание программ прохождения практики не только в органах социального обеспечения, но и в других организациях. Отмечу, что эта работа будет продолжаться и в следующем учебном году. Производственная практика реализованная 2014-2015 учебном году показала, что несмотря на ряд проблем при ее прохождении обучающиеся смогли освоить ОК и ПК, что и продемонстрировали на экзамене квалификационном.
Личностно-деятельностный подход наиболее ярко отражается при выполнении выпускных квалификационных работ, индивидуальный характер этой работы позволяет студентам закрепить и отработать полученные ранее общие и профессиональные компетенции. Специфика работы по дипломному проектированию специальности Право и организация социального обеспечения позволяет студентам во время выполнения работы общаться с практическими специалистами. В целом становление личности студента через личностно деятельности подход видится достаточно перспективным, так как позволяет ему почувствовать себя полноценным участником образовательных отношений и конечно же ощутить себя специалистом.
Конечно, и сами преподаватели сталкиваются с проблемами в реализации личностно-деятельного подхода, для их разрешения преподавателям необходимо более активно внедрять в работу новые образовательные технологии, направленные на реализацию личностно-деятельнстного подхода, расширить взаимодействие со студентами по поводу определения баз практики и определения актуальных тем выпускных квалификационных работ.
|