УДК 374.7
ББК 74.3
Ш95
Об авторe: Шульженко Марина Викторовна, учитель немецкого языка в МБОУ гимназии имени А.В. Кольцова г. Воронежа, призер конкурса "Знаний Свет".
Оценка работы рецензентами: ★★★★★
Участие в конкурсах: работа - призер (3 степени) конкурса "Знаний Свет".
Для цитирования (ГОСТ): Шульженко М.В. Повышение мотивации обучения / М.В. Шульженко // Живой журнал Методичка (НМП "Методичка.орг"). URL: (дата обращения: ).
NB! Индекс качества ресурса (Яндекс ИКС): 30
Мотивация – это энергия, которая помогает достигать самые разные цели. Интерес, вдохновение, собственное отношение к делу служат поддержанием мотивации в процессе обучения. Самым большим врагом каждого обучающегося является состояние прокрастинации - ничегонеделание или откладывания на потом! Возникает вопрос: «Как самостоятельно повысить уровень мотивации обучения?».
Кому как не школьникам и студентам не знать, что означает окончание четверти или семестра. Проверочные работы, зачеты и экзамены все приближаются, эмоциональное состояние становится все напряженнее, а необходимость подготовки все увеличивается, в то время как квартира чиста до блеска, все рубашки поглажены, еда приготовлена. Итак, еще пару дней отложенной подготовки, потому что встреча с Николаем является намного важнее, а самое главное, увлекательнее.
Многим студентам знакомо не понаслышке понятие «прокрастинации» или «откладывания на потом». Этот феномен может иметь самые разные индивидуальные обоснования, такие как отсутствие цели, направления в жизни, состояние непосильности выполнения действия, отсутствие самостоятельности, стремления к независимости и т.д.
В этой статье мы рассмотрим эффективные способы повышения мотивации обучения, которые необходимо знать и применять каждому обучающемуся.
1. Избегать больших ожиданий.
Как правило, необходимо знать свои сильные и слабые стороны и ставить реалистичные цели. Зачастую, требования для достижения той или иной цели слишком высоки, и именно поэтому, должны учитываться.
2. Ставить четкие цели, принимая осознанные при этом решения.
Четкая постановка цели способствует ясной картине видения последовательности действий, необходимых для достижения цели. Большие цели достигаются легче, если их подразделять на более мелкие выполнимые цели. При таком условии успех крупных достижений гарантирован. В таком случае уместен грамотно составленный план с пошаговой инструкцией. Например, план с четким разграничением содержания и времени на подготовку к экзаменам, написания работ, даты окончания учебы который может быть повешен на сцену или же установлен на рабочий стол компьютера. Как этот план будет составлен и оформлен – дело каждого!
Стоит отметить, что вряд ли удастся осуществить оформленные цели, если при выполнении запланированных действий думать: « я должен это сделать» Правильной установкой к действию будет: «я хочу это сделать, потому что…!».
3. «Сейчас, мне нужно быстренько еще…» - вирус!
10 часов утра: нужно садиться за учебу. Время поджимает. 23.00: хочется спать. Ты ложишься в кровать с угрызением совести, что ты ничего не сделал для школы или университета. Как такое может быть?
Вероятно, ты поймал вирус «Сейчас, мне нужно быстренько еще…». Этот вирус беспощаден. Он заботится о том, чтобы в твоей голове возникали новые идеи, что что-то нужно срочно сделать или завершить. Первый сигнал о том, что был пойман вирус, служит фраза: «Сейчас, мне нужно быстренько еще…». Как только ты заметил за собой эту фразу, необходимо срочно предпринимать меры! В противном случае этот вирус может довольно быстро вывести из строя твою способность обучения. И как следствие – ты не готовишься к проверочным работам, не сдаешь экзамены, копишь долги и беспомощно наблюдаешь за тем, как быстро и бессмысленно утекает время, а до целей все дальше и дальше.
Можно назвать целый ряд вещей, к которым нас склоняет данный вирус.
«Сейчас, мне нужно быстренько еще…»
- созвониться с подругой
- сходить в магазин
- что-то покушать/приготовить, убрать, постирать, погладить, проверить сообщения, почистить компьютер, посмотреть новости…
«Давай быстренько…»
- попьем кофе
- послушаем музыку для души и настроения…
«Мне необходимо…»
- вынести мусор, убраться в шкафу
- покрасить волосы, привести себя в порядок
- почистить пирсинг, рассмотреть лицо…
Как только ты себя поймаешь на этой мысли – скажи себе «стоп!». И принимайся за дело.
4. Поощрение.
Зачастую мысль «я стану хорошим врачом, психологом, юристом» не является достаточной мотивацией, чтобы приняться за изучение материала. Поэтому имеет смысл всячески поощрять себя за осиленный положительный результат. Это может выглядеть следующим образом: «Если я сегодня подготовлюсь к тесту, повторю или доучу материал и получу положительную оценку – я после пойду в кино!». Но если же, напротив, положительный результат не был достигнут, то не стоит себя утешать походом в кино. Иначе, нежелательное поведение и непродуктивное время препровождение будут неосознанно брать верх в поиске приятных поощрений.
Размер поощрений должен определяться непосредственно обучающимся.
Кто хочет понять, что его может хорошо мотивировать, тот может составить список: «Что меня может демотивировать?». Ответы на этот вопрос не редко удивляют, однако, дают четкое представление, какие механизмы могут отстранять от обучения. Дальнейшие действия, в таком случае, становятся понятными – избегать подобных отдаляющих от учебы действий.
5. Убрать плохие мысли в сторону!
В особенности, кто страдает отрицательными мыслями, должен осознать то, что он может эти мысли изменить! Вместо слов: «я не справлюсь с этим» можно сказать «каждое прочитанное мной предложение приближает меня еще на шаг к цели». Также различные отягощающие душу мысли из детства, которые исходили от друзей, родителей, других людей должны быть перефразированы. А также, если негативное влияние или неверие в тебя продолжается со стороны твоего окружения, то необходимо провести беседу с этими людьми и объяснить, что это не продуктивно сказывается на результатах.
Также когда всякие мысли перепрыгивают в предстоящий экзамен, стоит концентрироваться не на страхе, а на возможных исходах события. Данная практика является еще и полезной, так как помогает наперед проиграть в голове всевозможные непредвиденные вопросы, трудности, а так же к ним подготовиться.
6. Команда.
Решающим фактором мотивации также служит командный дух. Этот фактор осуществляется за счет поддержки окружающих. В данном случае, следует попросить помощи друзей и близких. Например, попросить маму испечь вкусный пирог, либо сводить сестренку в кино, если будет получен положительный результат. Может так же быть возможным одноклассникам или одногруппникам друг друга поддерживать, вместе учить, проверять выученный материал, соревноваться в оценках, совместно находить пути приближения к цели.
Такой метод повышения мотивации имеет ряд положительных моментов. Например, будет осуществляться постоянный контроль и, тем самым, вероятность невыполнения поставленных задач существенно снижается. Немаловажную роль играет также эмоциональная поддержка, а также чувство единства.
Важно поддерживать командный метод обучения регулярно. Недопустимы большие временные промежутки встреч. Необходимо регулярно обсуждать и разрабатывать стратегии по достижению целей, поставленных задач, и не допускать перерастание общения в непродуктивную болтовню. Для этого стоит перед встречей обозначить перед другом, командой проблему, назначить время встречи и при встрече письменно изложить заранее обдуманные командой пути решения задач. Это поможет систематизировать и упорядочить план проведения действий, а также сэкономит кучу времени!
7. Прочие.
Не секрет, что хорошей мотивацией обучения служит удачное планирование подготовки, рабочее место, а также индивидуальные техники обучения с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений учащихся. Некоторые конкретные шаги, способствующие плодотворной работе, приведены ниже:
- выбрать благоприятное место (библиотека, рабочий стол, парк). Место, где тебя не отвлекает телевизор или родственники.
- придерживаться временных рамок, а также четко составленного плана действий
- осознанный подход к обучению: «я хочу выучить, потому что…»
- мысленно приближать цели, задаваясь вопросом: «зачем мне это нужно в будущем?».
Если учащиеся учебных заведений чувствуют, что получают от процесса обучения мало результата, и недовольство собой и своими результатами все растет, тогда следует все же обратить внимание на данные в этой статье советы и изменить подход к обучению. И тогда, несомненно будет достигнут желаемый результат!
Ключевые слова: мотивация, успех, учебный результат.
|