Полезная информация
✪✪✪✪✪ Достижения Проекта
Лицензия Creative Commons

Политика конфиденциальности проекта
Хостинг от uCoz

Интересное образование

Главная » 2016 » Январь » 18 » Новые подходы к организации методического сопровождения педагогов
Новые подходы к организации методического сопровождения педагогов

Стандарты второго поколения уверенно входят в школьное образование. В пилотных школах они уже реализуются с 1 по 7 класс. Пройдено больше половины пути, и мы можем подводить предварительные итоги. Одним из направлений анализа являются условия, необходимые для качественного освоения стандартов и достижения планируемых результатов. Если говорить языком официальных документов, то к кадровым условиям относятся: укомплектованность образовательного учреждения руководящими и педагогическими кадрами, уровень их квалификации и непрерывность профессионального развития. В педагогической литературе эти формулировки звучат так: «Стандарт требует от каждого учителя осознанного и, главное, самостоятельного преобразования себя и своей деятельности». И перед муниципальными методическими службами встают вопросы: «Как достичь понимания, осознания, принятия педагогами концептуальных основ стандарта и добиться его эффективной реализации на практике? Как помочь каждому учителю в достижении планируемых результатов?»

Модернизация методических объединений

Традиционной формой работы методической службы района всегда были методические объединения, где рассматривались актуальные вопросы образования, где теория подтверждалась практическим опытом педагогов. При таком подходе участники мероприятии чаще всего делились на две категории: активных выступающих и пассивных слушателей. Надеяться на то, что все слушатели при этом смогут проанализировать услышанное и увиденное с позиции собственных знаний, критически отнестись к возможным рискам реализации чужого опыта в своей практической деятельности, конечно, нельзя. Посещённые уроки некоторых педагогов начальной и основной школы показывали, что ни курсы повышения квалификации, ни традиционное методическое сопровождение не помогли конкретному учителю в освоении стандартов. Выход из данной ситуации подсказали сами стандарты, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Деятельностный подход как целостная система включает компоненты: мотивы, цель, процесс (содержание, методы, формы, средства), результат, его оценку, степень удовлетворённости, рефлексию. Все они вместе со связями и отношениями образуют систему. Если ребёнок в процессе деятельности быстрее и лучше развивается, получает прочные знания и умения, то почему работа с учителем должна строиться по-другому? Так появилась идея проведения единого методического дня, основанного на деятельностном и практико-ориентированном подходах. Основная цель проведения такого мероприятия - обучение максимального количества педагогов района по одному сценарию, в случае необходимости корректировка их знаний в ходе деятельности, получение практического опыта и достижение одинаковых планируемых результатов. В целом работа в предметных объединениях делилась блоки: теоретический и практический. По этапам организации заседание методического объединения напоминало структуру комбинированного урока: введение в тему, актуализацию знаний, целеполагание, новую тему, закрепление, подведение итогов, рефлексию. Последовательность действий каждого учителя на таком мероприятии выглядела так: «Пришёл, прослушал, попробовал, научился, применил на практике».

Тема для всех методических объединений выбиралась единая, что позволяло составить сценарий и презентацию на одном материале, а по итогам мероприятия сформировать электронный журнал с одноимённым названием.

Теоретические аспекты методического дня обсуждались со всеми методистами, курирующими предметные области, с позиции общего педагогического затруднения, целей и планируемых результатов мероприятия, возможности работы по группам и индивидуально, практических действий, необходимых в конкретной учебной ситуации. Вместе определяли стратегию и тактику работы методических объединений. Затем каждый методист индивидуально изучал методическую литературу и Интернет-ресурсы, искал необходимую информацию. Общая подготовительная работа заканчивалась обсуждением материалов, выделением главного и необходимого для теоретической и практической части мероприятия, составлением подробного сценария, подбором раздаточного материала.

При написании сценария обязательно учитывался тот факт, что учителя в разной степени владеют теоретическим материалом. Именно поэтому на этапе актуализации знаний предусматривалась фронтальная работа на основе проблемных вопросов или проблемных ситуаций. Выбор формы организации не случаен. Важно было создать ситуацию успеха для каждого педагога. Знающий теорию учитель получал возможность вступить в диалог с ведущим мероприятия, а незнающий - прослушать материал в ходе активного обсуждения темы. При отборе содержания теоретического материала использовались различные источники информации, проводился их анализ, комбинирование, что способствовало более полному раскрытию вопроса. Кроме того, в теорию включались примеры педагогических приёмов, которые проигрывались на слушателях. Таким образом, первый блок единого методического дня напоминал слоёный пирог, где теория чередовалась с практикой.

Второй блок единого методического дня предусматривал практические действия в группах, в парах и индивидуально. На данном этапе учитывалась специфика предмета, поэтому единый раздаточный материал приобретал особую значимость для каждого педагога. Предлагаемые задания погружали участников методического объединения в ситуации школьной жизни, давали возможность проявить себя в деятельности и найти практическое решение проблемного вопроса. Актуальность темы, заинтересованность в её раскрытии, представленный материал мотивировали учителей к активному участию и способствовали общей продуктивной деятельности. Так, в ходе моделирования ситуации «Групповая работа» педагогам предлагалось войти в состав двух групп, выполнить задания по инструкции ведущего, оценить действия каждого участника. Содержание заданий для каждой группы было непосредственно связано с темой вопроса: «Составить правила работы в группе», «Заполнить пропуски в тексте «Функции учителя при организации групповой работы». Это позволило соединить теорию и практику вместе. Кроме того, в одной из групп были созданы некомфортные условия для выполнения задания, что способствовало сопоставлению с конкретной ситуацией на уроке и подробному анализу ошибок.

Эффективно на этапе практической деятельности сработали приёмы «Найди ошибки, противоречия, отличия», «Сравни с образцом», просмотр уроков в режиме «Стоп-кадр» с последующим обсуждением, анализом и комментариями. Опыт показал, что педагоги чувствуют себя более открытыми к обсуждению проблем и подробно анализируют материалы своих коллег, представленные в YouTube. Результатами практической деятельности учителей на заседании методического объединения стали созданные таблицы, модели, алгоритмы действий, методический конструктор, выбор правильных действий на основе теоретических знаний.

К проведению единого методического дня привлекались руководители районных методических объединений. Для них и методистов проводился обучающий семинар по составленному сценарию с целью понимания общей концепции и содержания мероприятия, а также осознание каждым его роли. Подробно рассматривались ситуации, их необходимость, действия ведущего и планируемые результаты. При этом комментировались различные варианты событий дня, вопросы организации деятельности участников. Руководители методических объединений имели возможность не только задавать вопросы, но и корректировать содержание сценария.

Плюсами обучающего семинара стали:

  • первичная апробация сценария на узком круге предметников и его корректировка;
  • обучение руководителей методических объединений по актуальным на современном этапе вопросам образования и их активное включение в практическую деятельность;
  • экспертная оценка мероприятия методистами.

В результате общего обсуждения и анализа появлялся окончательный вариант сценария, который был направлен в электронном виде ведущим каждого методического объединения для распечатки раздаточного материала и подготовки к проведению единого методического дня. Такой подход к организации мероприятия требует достаточно долгой подготовки и человеческих усилий, но его эффективность и результативность оправдывает все затраты. Посещённые уроки, опыт, представленный на муниципальном этапе конкурса «Учитель года», показали, что учителя-предметники поняли, приняли и стали активно использовать приёмы рефлексии на различных этапах урока.

Выводы, которые были сделаны в процессе анализа проведения единого методического дня, позволили сформулировать некоторые правила организации таких мероприятий:

  1. Для мотивации педагогов к активному участию в мероприятии тема должна быть актуальна и интересна всем участникам.
  2. Для увеличения количества участников мероприятия единый методический день необходимо проводить в рамках каникул по одной теме для всех методических объединений.
  3. Для достижения одинаковых планируемых результатов единого методического дня необходимо составлять подробный сценарий мероприятия и проводить обучающий семинар для ведущих.
  4. Для учёта специфики предметов в сценарии мероприятия необходимо привлекать к его созданию методистов и руководителей районных методических объединений.
  5. Содержание сценария должно включать теоретические аспекты темы и практическую деятельность, максимально приближенную к школьным ситуациям.
  6. Для активной деятельности участников в ходе мероприятия необходимо чередовать фронтальную, групповую, парную и индивидуальную работу.
  7. При организации индивидуальной Работы предусматривать раздаточный материал, который педагог может использовать в практике своей работы.
  8. Организовывать действия педагогов нужно таким образом, чтобы они самостоятельно приходили к правильным выводам и создавали методический продукт, необходимый в профессиональной деятельности.

Анализ единого методического дня по теме «Рефлексия учителя и ученика на каждом этапе урока» показал, что только личный опыт педагога, приобретённый в процессе практико-ориентированной деятельности, способствует пониманию, осознанию, принятию и дальнейшей реализации на практике представленного методического материала. Методическая служба района планирует продолжить опыт проведения районных методических объединений, построенных на основе деятельностного и практико-ориентированного подходов, в следующем учебном году.

О.Р. Мазаева

Категория: Интересное образование | Просмотров: 2921 | Добавил: Lusi | Теги: методический, результат, подход, фгос, сопровождение, деятельностный, СТАНДАРТ, системно, педагог | Рейтинг: 0.0/0

Живой журнал Методичка рекомендует:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соцсетях!