Главная » 2017»Март»17 » Опыт работы по развитию абстрактного мышления
Опыт работы по развитию абстрактного мышления
Опыт работы по развитию абстрактного мышления на занятиях внеклассного чтения у школьников с нарушениями слуха
Методическая разработка
Автор: Мирошникова Ольга Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории специальной коррекционной школы-интерната I-II вида № 36 города Ставрополя для глухих детей
У глухих и слабослышащих учеников иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, чем устной, так как глухие учащиеся не могут передавать своими произвольными фразами прочитанный текст, они связанны с текстом и стараются к дословному, текстуальному воспроизведению его. Такое стремление нельзя объяснить лишь малым словарным запасом. Вероятно, более правильным является объяснение Л.В. Занкова и Д.М. Маянц, которые считают, что слова, используемые глухими, часто оказываются элементами речи, «застывшими в определенных сочетаниях», «малоподвижными». Чтобы слова, словосочетания и фразы стали «подвижными», нужно с ранних лет начинать развивать абстрактное восприятие окружающего мира, абстрактное мышление маленького человека с проблемами слуха, а не только наглядно-образное или наглядно-действенное.
Степень сформированности наглядно-действенного мышления во многом обусловливает готовность школьников к развитию словесно логического мышления.
Работу по формированию словесной речи в моем классе направляю на развитие абстрактного мышления, сопутствующего повышению интеллекта учащихся. Умение ребят абстрактно мыслить пытаюсь развивать при помощи специальных приемов, побуждающих глухих школьников к поисковой и познавательной активности, влекущей за собой рассудительность, обдумывание сюжетов и поступков действующих лиц с последующим пересказом изучаемого произведения. Такой метод обучения в работе над любыми текстами, по моему мнению, является актуальным для детей инвалидов, у которых имеются существенные затруднения в речи и социальной адаптации, т.к. высшее абстрактное мышление не возможно без речевой деятельности.
Поэтому главной задачей, которую я ставлю перед собой, является не только сообщение детям знаний, понятий, формулировок, а в первую очередь, развитие у них потребностей и способностей эти знания добывать. Такой способ помогает овладению детьми словесной речью, развитию словесно - логического мышления.
Планируя внеклассное чтение, я стараюсь подбирать произведения разных жанров, чередовать стихи с рассказами или повестями, былины и мифы с очерками, чтобы дети знакомились с разными видами сочинительства.