Главная » 2017»Июль»10 » Использование фольклора народов севера на уроках внеклассного чтения
Использование фольклора народов севера на уроках внеклассного чтения
Использование фольклора народов севера на уроках внеклассного чтения как условие формирования гуманистических ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста
Методическая разработка
Автор: Черёмухина Елена Николаевна
Вырабатывание гуманистических ценностных ориентиров является актуальной проблемой современного российского общества. В современной образовательной системе, на сегодняшний момент, очень важно приобщить ребенка к общественно-значимым ценностям, формировать ценностное отношение к окружающему миру в целом.
Для формирования нравственных качеств у младших школьников необходимо использовать в урочной и во внеурочной деятельности материал повседневной жизни школьника. Таким материалом может стать фольклор народов той местности, в которой живет ребенок Изучение фольклора родного края рассматривается как ресурс духовно-нравственного, патриотического, художественно-эстетического воспитания, в целом позитивно влияющий на развитие гуманистических ценностных ориентиров у младших школьников. Однако гуманистический потенциал фольклора народов Севера не имеет широкого распространения в современных педагогических исследованиях к проблеме формирования гуманистических ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте, поэтому тема данного исследования является актуальной.
Вместе с тем, анализ нормативных документов и научно-педагогической литературы позволяют констатировать противоречие между насушенной потребностью образовательной практики в формировании у младших школьников гуманистических ценностных ориентаций, и недостаточной разработанности методического сопровождения в профессиональной деятельности педагога по использованию фольклора народов Севера на занятиях по внеклассному чтению.
Вышесказанное определило проблему исследования: "Каковы педагогические условия реализации развития гуманистических ценностных ориентиров у младших школьников с помощью фольклора народов Севера на уроках внеклассного чтения?".
Цель: теоретически обосновать и разработать комплекс уроков, направленный на формирование гуманистических ценностных ориентаций у младших школьников на уроках внеклассного чтения с помощью фольклора народов Севера.
Объект исследования: процесс вырабатывания гуманистических ценностных ориентиров у младших школьников на уроках внеклассного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия реализации ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста в педагогическом процессе с помощью использования фольклора народов Севера.
Задачи исследования:
Основываясь анализом психолого-педагогической литературы уточнить содержание понятий: "гуманистическое воспитание", "ценностные ориентации, "гуманистические ценностные ориентации".
Выявить особенности формирования у детей младшего школьного возраста гуманистических ценностных ориентаций с помощью использования фольклора народов Севера.
Выделить условия использования фольклора народов Севера для формирования гуманистических ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста на уроках внеклассного чтения.
Разработать комплекс уроков, используемый для формирования гуманистических ценностных ориентаций у детей младшего школьного возраста с помощью фольклора народов Севера на уроках внеклассного чтения.
В рамках исследования целесообразно разобраться, что представляет собой понятие "гуманистические ценностные ориентации". Поэтому важно рассмотреть понятие "гуманистическое воспитание" и "ценностные ориентации".
Гуманистическое воспитание ставит перед образовательным процессом главную воспитательную цель, которая предусматривает гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.
Гуманное воспитание представляет собой систему, которая включает в себя понятие "идеал личности" и "саморазвитие личности". Понятие "идеал личности" представляет собой личность, всесторонне и гармонично развитую. Цель определяет статичную характеристику личности. Понятие "саморазвитие" в соответствии представляет собой динамическую характеристику личности. Статистическая и динамическая характеристика личности в целом определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.