Сегодня, в центр внимания поставлена результативность обучения. Задача эта решается на основе достижений психологии, информатики, на основе умения управлять познавательной деятельностью учеников.
Нужна организация взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, которая обеспечивает достижения четко спланированных результатов. Процесс обучения творческий, как сплав науки и искусства.
Более подробно я хотела бы остановиться на методе, который называется технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности на основе краеведческой работы.
Одной из важнейших задач географии в школе является успешное усвоение знаний о целостности природы как единого взаимосвязанного комплекса, который состоит из компонентов природы. Особое место в этом комплексе принадлежит человеку. Самое главное – сформировать у учащихся представление о том, что все части природы настолько тесно взаимосвязаны, что вмешательство человека хотя бы в одну частичку может повлечь за собой необратимые последствия, разрушение всего природного комплекса.
Для того, чтобы добиться понимания учениками целостности природы на основе краеведческого материала и собственных исследований мною разработаны технологии изучения ПК водных объектов. Вот по такой структуре ставятся задачи на каждый этап проекта:
Исследовательский этап: постановка проблемы, пути решения, планирование действий.
Технологический этап: сбор информации, изготовление продукта, оформление.
Заключительный этап: выбор формы презентации, презентация, самооценка и анализ.
Результатом работы являются проекты разработки экскурсии на озёра Лебяжье и Глубокое и прилегающую к ним территорию, являющуюся одним из любимейших мест активного отдыха горожан.
В ходе экскурсий планируется изучить все компоненты природы, взаимосвязь между ними при помощи практических работ. Для школьников главными источниками знаний являются географические объекты. На экскурсии школьники учатся анализировать наблюдаемые ими объекты и явления природы, сравнивать географические объекты, на примере местной природы познавать общие закономерности, знакомятся с хозяйственной деятельностью людей. Экскурсии в природу не только содействуют изучению учащимися своего края и создания у них запаса общих представлений, но и развитию таких качеств, как любознательность, наблюдательность, экологическую грамотность. Экскурсии повышают активность учащихся, способствуют развитию практических умений и навыков, вызывают у учащихся интерес к географии.