В настоящее время, когда перманентно идут изменения в сфере образования и науки и происходит модернизация педагогических систем, как никогда становится значимой личность учителя. Именно педагог, на мой взгляд, является стержневой фигурой современного образовательного пространства школы при переходе ее на ФГОС ООО: от готовности учителя воплощать идеи, которые заложены во ФГОС как в индивидуально-личностном, так и в профессиональном плане, зависит даже не очень многое, а — все. Если вспомнить слова великого педагога-новатора В.А. Сухомлинского, то будет невозможно не согласиться, что от того, кто провел ребенка за руку через детские годы, как и от того, что вошло в детский разум и детское сердце из окружающего мира, в котором с ним рядом его педагог, — от этого всего в наибольшей степени и зависит, кем станет нынешний малыш.
Действительно, все это так. И, выстраивая концепцию развития моей школы в рамках реализации в ней ФГОС, я хочу во главу угла поставить именно педагога. Для этого необходимо ответить на один существенный вопрос: «Каким же должен быть учитель сегодня в связи с реализацией стандартов второго поколения?»
Во-первых, на мой взгляд, это человек, который любит свою профессию, предан своему делу и своим воспитанникам. Ведь без любви к нашим ученикам в нашей сложной, но очень почётной профессии никак нельзя. Это положение остаётся неизменным во все времена. Помимо этого, он — человек всесторонне развитый, не столько в какой-то узкой области, сколько он — тот человек, с которым вы можете беседовать на различные темы, потому он всегда на несколько шагов опережает своих учеников. Все сказанное ставит задачу построения максимально грамотной кадровой политики, стремления к соблюдению Профессионального и житейского стандартов педагога.
Во-вторых, учитель, мне думается, — это профессионал, который учитывает тот момент, что каждый его ученик — это личность, и потому он принимает ученика таковым, каков он есть: с его проблемами в учёбе, личными переживаниями. Исходя из этого, в школе необходимо наладить работу социально-психологической службы, в первую очередь для повышения психологических компетенций педагога.
В-третьих, я думаю, учитель — это человек в постоянном поиске, непрерывно обогащающий свой опыт, компетентный в ИКТ-области. Поскольку без новых информационно-коммуникационных технологий уже трудно представить современные школы, а следовательно, и учебный процесс в них. ИКТ, доказано, способствуют росту качества образования. Исходя из этого, видится необходимым организация непрерывного повышения квалификации педагогов в области ИКТ в рамках тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации.
В-четвёртых, учитель — это педагог, который применяет в своей работе здоровьесбережение — технологии, которые выступают первостепенными в 21-ом веке. И в этом ключе необходимо оттолкнуться от здоровья самого педагога: насколько он следит за ним? дружен ли со спортом? как дела с ГТО? Потому важно реализовать программу, которую можно условно назвать «От здорового учителя к здоровой нации».
В-пятых, быть настоящим учителем — это талант, перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения. Приоритетом обучения становится теперь не освоение школьниками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение учениками учиться самостоятельно. Теперь основным работником на уроке должен быть ученик. Учитель выполняет только роль организатора учащихся, тем самым помогая ученикам учиться самим, воспитывая потребность в образовании. И я как руководитель и «учитель учителей» вижу свою роль также и в том, чтобы научить самих педагогов активному поиску знаний. Это, пожалуй, главная моя роль.
|