Исследовательская модель обучения
Информационная статья
Автор: Лукьянова Наталья Петровна, учитель химии МБОУ "Гимназия № 12 Краснооктябрьского района города Волгограда
Окончательные заключения науки, рекомендуемые для познания в объяснительно-иллюстративном обучении, не создают полноты научного знания, не фиксируют его относительность и склонность к пересмотру. На исключение отмеченного слабого звена обучения адресована исследовательская модель обучения. При её освоении ученик овладевает новыми знаниями и методами их получения в результате индивидуального креативного поиска. Исследование может быть в большей (низший уровень) или меньшей (высший уровень) степени построено и направляемо учителем.
В основе исследовательской модели обучения лежит ориентир, основанный на научном исследовании как образце для организации учебно−воспитательной деятельности, равно как концепция о том, что идеи науки можно полноценно понять лишь в связи с их рождением и развитием. Благодаря этому ученик ставится в качестве ученого, исследователя. Поэтому в обучении раскрывается происхождение и полнота знаний, усваивается методология их получения на основе решения системы взаимосвязанных учебных проблем, многие из которых имеют межпредметный и синтетический характер. Кроме всего прочего, передача научных выводов в роли относительных истин способствует формированию творческого, исследовательского подхода к решению проблем, с которыми ученые сталкивались ранее и с которыми учащимся предстоит столкнуться в недалеком будущем.
Процесс научного исследования охватывает в принципе три компонента. Первое — это наблюдение конкретных вещей, явлений или процессов. Скорее всего, выбор объектов наблюдения развивается из конкретных потребностей и интересов экспериментатора, из самостоятельного переживания им каких-то затруднений, требующих ответа.
Второй компонент — разработка гипотезы на основании наблюдаемых фактов и зависимостей между ними. Гипотеза здесь реализует роль ответа на поставленный до наблюдения вопрос, при этом экспериментатор выбирает среди возможных такую гипотезу, которая касается всех наблюдаемых фактов и объединяет проявляющиеся между ними зависимости.
Последний компонент — экспериментальная проверка гипотезы. Исследователь реализует это созданием из гипотезы заключений. Удачный итог данной проверки позволяет признать гипотезу за истинную, однако до того времени, пока не будут открыты новые факты, оказавшиеся с ней в противоречии.
Представленная схема процесса исследования, очевидно, несколько упрощена. В действительности даже в пределах одной дисциплины, не говоря уже о различиях между научными дисциплинами, можно встретиться с важными отклонениями от этой схемы.
Очевидно, что исследовательская модель обучения помогает формировать у учащихся понимание характера и логики научного поиска, его сложности и закономерности. Она помогает им приобрести опыт соответствующей деятельности и способствует развитию интуиции, воображения, умения оригинально мыслить на основе имеющихся научных знаний и способов действий.
|