В последние годы появление быстрой, эффективной глобальной образовательной сети привело к наличию новых возможностей для сотрудничества и взаимодействия как на национальном, так и на межнациональном уровнях. Увеличивающаяся роль информационных технологий в развитии социума требует активной реакции на вызов информационного общества.
Выступление чиновников датского правительства, ответственных за вопросы ИТ, в Folketing (датский парламент) и ежегодный план развития ИТ явились подтверждением того факта, что правительство серьезно воспринимает вопросы развития информационного общества и расценивает общественный сектор как основной в определенных областях, где образование признается одной из первостепенных областей.
Уже выдвинуты новые и довольно высокие требования к уровню профессиональной квалификации отдельных специалистов, так же как к пониманию ими результатов внедрения ИТ в производственные и организационные процессы компаний. Компании в настоящее время имеют возможность использовать элемент разделения труда: знаниеемкие функции типа развития и маркетинга могут осуществляться в странах, где трудовой рынок способен предоставить к их услугам высоко образованных служащих, когда само производство может быть перемещено в страны с низкой заработной платой. Результат - эффективная транспортировка, обработка, координирование и администрирование ресурсов компании, что является решающим в вопросе ее конкурентоспособности.
В то же самое время подразумевалось, что большинство компаний отойдет от ориентирования на собственно производство к ориентации на рынок и сферу обслуживания, и это приведет к тому, что товар начнет развиваться и маркетироваться в близком контакте с потребителями и другими компаниями. Это означает, что информация и знания сами становятся товаром.
Однако, ИТ не связаны с какой либо одной областью торговли либо специфической профессиональной деятельностью. Труд в его привычном понимании исчезает всюду, где организация производства основывается теперь на ИТ. Индивидуальные функции работника усложняются все более и более, появляются новые функции с большими требованиями к квалификации и способностям каждого служащего. Индивидуум соответственно все более приближается к тому, чтобы работать вне понимания общих целей и действий компании.
В обществе, которое становится все более и более зависящим от информации и ее обработки, предъявляются большие требования к тому, что индивид должен иметь прочную и широкую образовательную базу, от которой можно было бы оттолкнуться в его профессиональном развитии. Образовательная политика в информационном обществе должна гарантировать:
- повышение уровня ИТ-квалификаций посредством их интеграции во все образовательные сферы;
- активное и критическое отношение индивида к событиям, а не его пассивность, позволяющую технологическому развитию навязывать темп.
Поэтому с этим столкнуться не только компании, но также всякий работающий индивид, как и тот, кто только получает профессиональное образование, придут к тому, что почувствуют растущее давление на уровень своей профессиональной и личной квалификации, необходимость ее повышения.
Это должно быть замечено не в последнюю очередь в свете того факта, что стремление к глобальному разделению труда будет означать все меньше и меньше рабочих мест для малообразованных и все больше мест для той части рабочей силы, которая имеет более высокое образование.
Только если общество станет стремиться к более высокому уровню образования для населения в целом и вовлекать каждого гражданина в процесс непрерывного образования, Дания сможет поддерживать свою конкурентоспособность и развивать свой рынок труда, который на глобальном соревновании за рабочие места уже сегодня испытывает большое давление со стороны конкурентов.
|