Наиболее эффективным средством эстетического воспитания подрастающего поколения является музыка. Она воздействует на человеческую психику и социальное поведение, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям: «…кто музыки не носит в своём сердце, кто холоден к гармонии прелестной, тот может быть предателем, лжецом».
Итак. Наступает момент, когда родители приводят свое чадо в детскую школу искусств или музыкальную школу. Школа. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети и родители с этим социальным институтом. И в данном случае дети (в особенности их родители) поддаются эффекту недостижимости высот скрипичного исполнительства. Для них скрипка кажется чем-то таинственным, из другого измерения. Неведомое вызывает у них чувство неуверенности, отсюда первоначальная скованность в общении и в движениях. И здесь преподаватель предстаёт как психолог, как транслятор продуктивных форм воздействия. Его роль - гибко навести ребёнка и его родителей, к устойчивой уверенности в своих возможностях.
В скрипичные классы в последнее время приходят дети, обладающие самым разным уровнем общих и музыкальных способностей. И конечно всем детям мы рады. К каждому ученику преподаватель находит индивидуальный подход. На начальном этапе обучения - одном из сложных в педагогике, требуется не только максимальное внимание к ребёнку, но и особая мозговая прозорливость преподавателя в отношении индивидуальных качеств маленького музыканта. Ибо от этого зависит всё дальнейшее становление юного скрипача. И хотя многое зависит от данных юного музыканта, процесс обучения с использованием более эффективных резервов может стимулировать заинтересованное отношение ученика к занятиям. Уметь заинтересовать ребёнка трудной и кропотливой учебной работой – большое искусство преподавателя. Первое время очень трудно поддерживать его интерес к занятиям. В ряде случаев уже с первых уроков происходит игнорирование преподавателем задачи развития музыкально-инструментального мышления юного ученика. Возникает опасность форсированной тактики «постановочного» периода занятий, которая подчас ограничена односторонним навязыванием начинающему тех или иных положений корпуса и рук. И именно доступность поставленных задач перед учеником, многообразие форм подачи учебного материала, привлечение ученика к сотворчеству - значительно помогают преподавателю увлечь ученика искусством скрипичного исполнительства. Затем ученик постепенно втягивается в учебную сферу музыкальной школы и его деятельность начинает приобретать творческую направленность.
Скачать методическую разработку
|