Автор: Пантелеева Наталья Юрьевна, педагог по классу скрипка Школы Искусств №2. г. Караганда
Начальное обучение будущего музыканта профессионала должно быть подчинено:
Воспитанию интереса к музыке, к занятиям на инструменте
Воспитанию слуха-ритма и музыкальности
Освоению постановки и элементарных двигательный навыков.
Все это составляет задачу начального обучения. Перед педагогом встает задача, учитывая индивидуальные способности ученика, избрать верный путь его художественного и технического развития. Поэтому методика занятий с учениками одного класса может быть различной, но обязательно тщательно продуманной. Учитель обязан умело выстраивать ход каждого урока, сочетая работу на инструменте с пением, выполнением упражнений, необходимых для устранения излишних мышечных напряжений. С первых уроков важно развивать музыкальное восприятие и художественное воображение в процессе работы над произведениями (в начале обучения-это лучше всего песни со словами).
К примеру: сб. Якубовской «Начальный курс игры на скрипке».
Игра по открытым струнам в сочетании со словами развивает воображение ребенка – он играет не только определенные звуки, но и начинает изображать: «Осенний дождик», «Барашеньки», «Красная коровка», «Петушок» и т.д.
Исполнение пьес ученика желательно сопровождать аккомпанементом или игрой в дуэте. Развитие воображения должно идти параллельно с развитием слуха и слуховых представлений.
Хочется особо сказать о роли обучения «по слуху» на первых уроках, о необходимости выработки ассоциативной связи между зрительным представлением ее звучания и предощущением игрового движения.
Роль учителя трудно переоценить. Его доброжелательность и требовательность, своевременная похвала или порицание должны способствовать творческому росту ученика, достижению на каждом уроке определенных результатов.
Учитель должен умело организовать домашнюю работу начинающего музыканта, определить время, необходимое для занятий, в зависимости от возраста, от физического состояния ребенка.
Задание необходимо записывать подробно, конкретно для каждого урока. Оценивать урок (особенно в младших классах) нужно умело мотивируя, учитывая индивидуальность ученика.
О контакте с родителями
Первые занятия с учеником должны проходить в присутствии одного из родителей. Именно они должны стать первыми помощниками в деле учителя. Ничего не должно отвлекать ученика. Поэтому во время уроков не должно быть посторонних. Ноты устанавливаются на пульт так, чтобы верхняя строчка находилась чуть выше уровня глаз и на расстоянии 40-50 см. Первые занятия должны проводиться 30-40 минут. Лучше проводить их в 2 приема, как рекомендует Д.Ойстрах. Утреннее время самое драгоценное. Голова свежа, нервная система отдохнула, руки не устали. Начинать занятия можно с более приятного – пьесы или мелодичного этюда. Затем гаммы, упражнения и наиболее трудный материал, требующий сосредоточенности. Если ребенок занимается 2 раза в день, то второе занятие следует начать с трудного задания, а закончить повтором пройденного за день. Разумеется порядок работы может и должен меняться время от времени. Для самых маленьких после 5-7 минут надо сделать перерыв на 2-3 минуты и сменить задание. Элемент игры, шутка облегчает усвоение сложных профессиональных задач.
Очень важно развивать у ребенка критическое отношение к собственной игре, умение слушать себя как бы со стороны. Иначе игра на скрипке обернется «игрой в скрипку».
Школьник должен уметь пересказать очередное задание и объяснить, что необходимо сделать, для его выполнения. Добейтесь того, чтобы все разучиваемое было доведено до возможного совершенства.
На качество работы отрицательно сказывается 3 распространенных недостатка:
Привычка играть без остановки с начала до конца. Даже великие мастера учат произведения отдельными частями, исправляя недочеты. Проигрывание целиком – итог работы, награды за труды.
Постоянное проигрывание в быстром темпе бесконтрольная игра воспитывает неряшливость, небрежность. Детали не прослушиваются, не осмысливаются, фальшивые ноты не исправляются, инструмент звучит плохо.
Преждевременная игра наизусть. В нотах зафиксированы требования композитора, педагога и их надо выполнять. Работая по нотам ученик находит в них каждый раз что-либо, незамеченное ранее. При игре наизусть заучиваются старые ошибки и, возможно, появляются новые.
Репертуар
Создание репертуара должно осуществляться педагогом с учетом индивидуальности ученика. Усложнение технических навыков должно идти постоянно. Невосполнимый ущерб развитию ребенка наносит искусственное форсирование программы. Более сложный репертуар и ускоренное обучение возможно лишь с высоко одаренными детьми.
Элементарные игровые движения, навыки должны постоянно развиваться постоянным изучением техники левой и правой руки с обязательным учетом перспективного развития музыканта.