УДК 374.7
ББК 74.3
М85
Об авторах: Мотовилова Елена Александровна и Цуранова Наталья Борисовна, преподаватели ГАПОУ Архангельской области «Архангельский техникум водных магистралей имени С. Н. Орешкова».
Оценка работы рецензентами: ★★★★★
Участие в конкурсах: работа - призер (2 степени) конкурса "Знаний Свет".
Для цитирования (ГОСТ): Мотовилова Е.А., Цуранова Н.Б. Формирование познавательного интереса к изучению дисциплин химия, математика, биология путем внеклассной деятельности / Е.А. Мотовилова, Н.Б. Цуранова // Живой журнал Методичка (НМП "Методичка.орг"). URL: (дата обращения: ).
NB! Индекс качества ресурса (Яндекс ИКС): 160
Формирование познавательного интереса студентов к обучению, в том числе по таким дисциплинам, как химия, математика, биология — это проблема, которая занимает одно из приоритетных мест в современных психолого-педагогических исследованиях, от ее решения зависит эффективность учебного процесса.
Опыт работы показывает, что в развитии интереса к изучаемым дисциплинам нельзя полагаться только на содержание материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если же студентов не вовлечь в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к изучаемой дисциплине, который не будет являться познавательным интересом.
Поэтому при формировании познавательных интересов особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассная деятельность. Внеклассные занятия — это неотъемлемая часть учебно — воспитательного процесса, они углубляют и расширяют знания студентов, полученные на уроке, повышают их интерес к изучаемым дисциплинам. Внеклассная работа проводится постоянно и организуется для развития творческих способностей студентов.
В течение учебного года мы проводим различные виды мероприятий, которые помогают формировать познавательный интерес студентов к изучению дисциплин химия, математика, биология.
Актуальность данных мероприятий состоит в том, что они носят не только познавательный характер, но и момент соревнования.
Цель проведения таких мероприятий:
- Расширение знаний обучающихся по данным дисциплинам;
- Повышение интереса к дисциплинам;
- Формирование представлений о возможностях химии, математики, биологии;
- Формирование умений быстро ориентироваться в обстановке, работать в команде;
- Воспитание самостоятельности, ответственности, дисциплинированности.
Задачи мероприятий: обобщить и систематизировать полученные знания через соревнования и положительные эмоции; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, любознательность, стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; развивать мышление, сообразительность, творческие способности обучающихся, познавательный интерес, смекалку, интеллект.
Участники мероприятий: обучающиеся техникума; преподаватели; мастера производственного обучения и кураторы учебных групп.
Время проведения: в течение учебного года.
Место проведения: ГАПОУ Архангельской области «Архангельский техникум водных магистралей имени С.Н.Орешкова».
Подготовка к мероприятиям: мероприятия проводятся в техникуме; обязательно вывешивается объявление о проведении определенного мероприятия, план прилагается.
Предлагаем примерную программу мероприятий на учебный год.
Сентябрь. В этот месяц проводим конкурсы газет, плакатов, фотостендов. Конкурсная выставка содержит следующие разделы:
- Химия и окружающая среда
- В защиту природы
- Земля у нас одна
- Математика и научно — технический прогресс
- Математика и современная вычислительная техника
- Математика и экономическая информатика
- Информационные технологии в профессиональной деятельности
На стенде прикрепляется конверт, в который обучающиеся могут положить листок с оценкой той или иной работы. По результатам, определяются победители.
Октябрь — ноябрь. Викторины по дисциплинам. Тематика викторин может быть разнообразной, например: занимательная математика, устный счет, химические элементы, знаете ли Вы химию и биологию.
Декабрь. Конкурсы тематических кроссвордов. Обучающиеся самостоятельно составляют кроссворды на предложенные темы, в назначенный срок сдают их преподавателям. Преподаватели выдают другим обучающимся эти кроссворды для разгадывания. Предлагаемые темы кроссвордов: химия и жизнь, химические элементы, лабораторное оборудование, полная химия, тела вращения, многогранники, общая математика.
Январь — февраль. Конкурс рефератов. Обучающиеся заранее готовят рефераты на предложенные темы. В конце февраля проходит защита рефератов.
Темы рефератов:
- Математика в профессии «Судостроитель — судоремонтник металлических судов»
- Химия в профессии «Судостроитель — судоремонтник металлических судов»
- Химия в профессии «Повар судовой»
- Математика в профессии «Повар судовой»
- Химия в профессии «Моторист»
- Информационные технологии в профессиональной деятельности
- Роль математики в физиологии питания
Март. Читательская конференция по книге Л.Попилова «От киля до клотика — всюду химия»
- «Химия резки и сварки стали» — доклад с демонстрацией химического эксперимента «Термитная сварка».
- «Химия и корпус судна» — доклад, сопровождающийся демонстрацией презентации «Производство стали»
- «Химический анализ сварных швов» — доклад с использованием химического эксперимента «Анализ с помощью аммиака»
- «Химия в цехах судостроительного завода» — доклад с использованием презентации.
- «Химические соединения — источник энергии для двигателя судна» — доклад с демонстрацией различных марок топлива.
- «Высокомолекулярные соединения на судне» — доклад, сопровождающийся показом коллекции этих веществ (или с использованием презентации об их применении на судне).
- «Химия — защитница от коррозии» — доклад с демонстрацией антикоррозийных материалов и средств.
Апрель — май. Студенческая научно — исследовательская интегрированная конференция «Многогранники и тела вращения в химии, биологии и практической деятельности».
После мероприятий мы проводим анкетирование студентов, выясняя, как они к ним готовились, полезны ли, по их мнению, подобные мероприятия, а также каково их отношение к химии, математике, биологии на данный момент. Анализ анкет показывает, что после внеклассных мероприятий отношение студентов к химии, математике, биологии становится более толерантным и число участников этих мероприятий ежегодно растет.
Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многогранен, что преподавателю трудно осуществлять его только на уроках. Чтобы привить студентам устойчивый интерес к дисциплине, дополнить и углубить те знания, которые они получают на уроках, а главное, учесть и развить их индивидуальные интересы и способности, необходимо работать с обучающимися и во внеурочное время.
|