В настоящее время сложно представить себе жизнь без сотового телефона, планшета, компьютера, Интернета. Все это очень плотно вошло в нашу жизнь. Хорошо это или плохо все то, что происходит, но это тот факт, с которым мы не можем не считаться.
Безусловно, с приходом современных устройств и Интернета, изменился мир, изменились и мы с вами. Объем информации постоянно увеличивается, а это, в свою очередь, влияет как на взрослых, так и на детей. Нынешние студенты не представляют себе, как это можно жить без Интернета, сотового телефона и других приспособлений. Достоинством всех этих гаджетов, безусловно, является то, что они дают самые разнообразные и, наверное, безграничные возможности: не нужно носить толстые книги, учебники, искать какую-либо информацию в библиотеке и тратить на это время. Сегодня можно скачать необходимую информацию, сохранить ее, воспользоваться ею в необходимый момент. Можно, не прилагая особых усилий, найти ответ на поставленный вопрос, не задумываясь о содержании ответа.
Все это представляет определенные трудности при проверке знаний обучающихся. Получая достаточно легко информацию из Интернета, сохранение этой информации и воспроизведение ее на занятиях оставляет желать лучшего.
Методы проверки знаний
Вместе с тем преподавателю любой дисциплины очень важно обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь со студентами, чтобы установить, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал. И в этом основное назначение методов контроля знаний, умений и навыков студентов.
Наиболее часто преподаватели в своей деятельности используют такие методы контроля, как устный опрос, письменная и практическая проверка, тестовый контроль и др. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения каждого из них различная, и только преподаватель выбирает именно тот вид контроля, который, по его мнению, даст наиболее объективную картину знаний студентов, либо более эффективен при проверке знаний отдельных тем, вопросов, либо применяет их в комплексе, сочетании всех видов контроля.
Распространенными методами контроля знаний в образовательных учреждениях являются устный опрос, который может быть индивидуальным, фронтальным и комбинированным. В этом случае преподаватель тщательно подбирает учебный материал, продумывает систему вопросов, задач с целью повторения пройденного и закрепления знаний обучаемых. Вопросы должны быть четкими, конкретными, стимулируя студентов вспомнить учебный материал, логически мыслить, аргументировать. От студентов требуются обстоятельные, связные, развернутые ответы.
При таком опросе участников контроля (опроса) будет немного, что снижает возможность проверить знания всех или большинства студентов, активизировать деятельность других студентов при опросе одного заставляет преподавателя подыскивать новые приемы, средства активизации студентов. Такой метод контроля хорош, но тратится много учебного времени от урока, оцениваются знания лишь нескольких студентов. Вместе с тем, устный опрос можно использовать на каждом занятии, не всегда оценивая ответ студента. В процессе такого опроса можно выявить слабые места, проблемы в усвоении материала.
Возникает необходимость в применении новых форм и методов контроля знаний студентов.
Одним из таких методов проверки знаний можно назвать экспресс-опрос, который экономит время, снимает напряжение и волнение. Кроме того, экспресс-опрос позволяет осуществлять контроль за подготовкой каждого студента систематически, стимулируя его деятельность при подготовке как отдельной темы, так и всего курса в целом.
После изучения новой темы преподаватель при объявлении домашнего задания может предупредить, в какой форме он будет проверять знания студентов, при этом активизируя их самостоятельную подготовку. В зависимости от численности группы, чтобы проконтролировать каждого студента, можно проводить экспресс-опрос в ходе устной беседы даже без предварительного предупреждения. Это возможно в небольших группах. Отсутствие систематического постоянного контроля порождает пассивность студентов, и, наоборот, систематический контроль способствует выработать ответственное отношение к выполнению домашних заданий, самостоятельной подготовке к занятию, формирует осознанную привычку быть готовым целенаправленно ответить по заданной теме.
Какие способы относятся к методам экспресс-контроля?
Это может быть терминологический диктант. Преподаватель диктует определения терминов, студенты записывают только сам термин. Например: социально-экономическая ситуация, при которой трудоспособные граждане, желающие работать, не могут найти работу (безработица); особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров (деньги).
Карточки экспресс-опроса можно использовать как при изучении конкретного вопроса, так и в конце изучения большой темы, что позволяет оценить глубину усвоения студентами учебного материала. Целями такого занятия являются контроль усвоения пройденного материала и применение полученных знаний на практике.
Самый простой вариант карточки может включать до 5 вопросов. Количество вопросов зависит от объема изучаемого материала по теме или разделу. Вопросы, предлагаемые в карточке экспресс-опроса, должны отражать узловые аспекты конкретной темы, важные для осмысления и применения на практике. Вопросы и, соответственно, ответы могут строиться по-разному. Это будет зависеть и от сложности темы, и от подготовленности студентов, и от объема изученного материала.
Экспресс-опрос в письменной форме может включать задания типа «впишите слова, пропущенные в схеме; в перечне терминов выберите термин, не вписывающийся в тему; найдите в приведенном списке характеристики, присущие».
Популярной формой контроля знаний в последнее время становится компьютерный экспресс-опрос, который позволяет сохранять результаты тестирования, объективно оценить знания студентов, т.к. исключается субъективизм со стороны преподавателя, выявить проблемы в усвоении учебного материала и внести коррективы, оценить знания студента за короткий промежуток времени по многим темам дисциплины. Компьютерный вариант экспресс-опроса предполагает охват многих вопросов темы или даже нескольких тем, автоматическую обработку результатов с выставление оценки, учет времени, потраченного студентом и др. Такой вариант опроса может быть проведен и дистанционно.
Экспресс-опрос также может быть использован на любом этапе урока (при закреплении нового материала, проверке домашнего задания, и даже на зачете). Он экономичен, т.к. не требует много времени на проверку, позволяет в короткий срок охватить большое количество проверяемых.
Контроль знаний и умений студентов, независимо от избранной формы, метода - один из главных элементов учебного процесса. От его правильной организации зачастую зависит эффективность учебного процесса, качество подготовки студентов. Выявление действительного уровня усвоения изучаемого материала позволяет своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса.
|