Шамаева О.В.
Перед учителем, начинающим преподавать иностранный язык второклассникам, стоят сложные задачи. Изучая иностранный язык, дети должны приобрести умение соотносить графические образы слов с их звуковыми образами; опираться на звуковую догадку в ходе чтения; должны уметь производить наблюдения, сравнения и элементарные действия по анализу языковых явлений (звуков, букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и предложений).
Ученики к концу второго класса должны уметь действовать по образцу и по аналогии при составлении своих высказываний в границах обозначенной тематики; уметь списывать слова, предложения, текст на иностранном языке, а также выписывать из него или вставлять в него, или изменять в нём слова в соответствии с поставленной учебной задачей, например, с целью формирования орфографических, лексических или грамматических навыков.
Учитель обязан научить второклассников пользоваться двуязычным словарём учебника, в том числе транскрипцией. Задачи сложнейшие, а подготовка к восприятию новой информации, честно сказать, у многих детей очень слабая. Читают тексты на русском языке медленно, невыразительно, пишут так, что сами не могут разобрать, что написали. Учителю иностранного языка в работе приходится опираться именно на эти навыки, времени на освоение программного материала по английскому языку мало. Чтобы экономить время урока на записях, а изучаемый материал был разборчивым, выделенным из текста, чтобы план действий по выполнению домашних заданий был отработан до автоматизма, каждому моему второкласснику я подготавливаю отдельную печатную папку с материалом всех уроков. К каждому уроку распечатан материал, в который входят упражнения для чтения на знаки транскрипции, словарики с новыми словами из текста учебника, изучаемого на данном уроке, и задания. По сути дела, к каждому уроку составляется дорожная карта, следовать которой строго обязательно для каждого ученика.
Ученики, готовясь дома к уроку английского языка, должны прочитать слова по транскрипции и запомнить, как они читаются без неё. Дети чётко знают, какие новые слова необходимо выучить наизусть к следующему уроку, чтобы грамотно написать словарный диктант. Новые слова необходимо переписать в свой словарик. Так из урока в урок ученики учатся произношению английских звуков, написанию букв и слов, правилам чтения. Если какой-то материал забыт или не усвоен по болезни, то с помощью этого словарика всегда можно вернуться к ранее изученному материалу, каждый урок имеет свой номер, свой набор заданий. Всё в словарике максимально наглядно. Конечно, есть дети, которые могут усвоить больше того, что успевают остальные, их возможности учитываются, они получают более сложные и развёрнутые задания. Наряду с распечатанными словариками дети привыкают составлять свой рукописный словарик. В конце печатного словарика прилагаются правила грамматики для 2-3 класса, на которые дети могут опираться при выполнении упражнений.
В результате мои второклассники к концу учебного могут выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, выясняют их смысл, пользуются словарём, отвечают на вопросы по содержанию словами текста. Второклассники слушают и понимают речь других; умеют задавать вопросы; выразительно читать и пересказывать текст.
Скачать материал
|