Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает четки.
Осенней ясностью в ней чувства четки,
Удел до святости непоправим...
Игорь Северянин «Ахматова»
Сегодня мне письма не принесли:
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли...
Он был со мной еще совсем недавно,
Такой влюбленный , ласковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отравна,
Он был со мной еще совсем недавно...
Я слышу: легкий трепетный смычок,
Как в предсмертной боли, бьется, бьется
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк...
Первое впечатление после чтения этого стихотворения – это образ девушки, сидящей в сумраке вечера за письменным столом, пишущей это стихотворение, мучительно переживающей разлуку с любимым, с нетерпением юного сердца ждавшей письма от него, любящей, верящей, надеющейся на чудо. Но чуда не произошло, письма ей не принесли...(http://emba-diplom.ru/)
Все вокруг оживает, обновляется с приходом весны; жизнь бурлит, идет все чередом, «качаются в заливе корабли», только в душе ее страх, отчаяние и грусть, несмотря на веселый, звонкий приход весны, на «трель серебряного смеха» пробуждающейся природы.
Разочарование так велико, что страшно ей: вдруг сердце не выдержит:
«разорвется», и не допишет она « этих нежных строк»…Не замечает она ясного заката дня, ласкового дыхания весны, вся душа ее охвачена подозрением, что любовь, столь недавно кипевшая в обоих, исчезает, ускользает, уходит куда-то вдаль от нее… Еще недавно «такой влюбленный, ласковый и мой», ее любимый, незримо отдаляется от нее, забывает или уезжает не предупредив…
В данном стихотворении образ – переживание, в котором соединены мысль и чувства лирической героини. Её любовь не только страстная, но и жертвенная , печальная и отчаянная .Чувство мучительного переживания, которое охватывает душу юной девушки, не отпускает её ни на минуту.
Этот образ дает нам прожить вместе с лирической героиней горькие минуты разочарования, испытать чувство любви, что помогает понять законы, на которых основано мироздание, и потому формирует наши вкусы, дает возможность осознать то, что это явление значит для каждого из нас.
Стихотворение было написано в 1912 году и принадлежит к ранней лирике Анны Ахматовой. Ее ранние стихи дышат любовью, рассказывают о радости встреч и горечи разлук, о тайных мечтаниях и несбывшихся надеждах…В них перед нами раскрывается живая и глубоко чувствительная душа реальной , земной женщины, которая по – настоящему плачет и смеется, огорчается и приходит в восторг, надеется и разочаровывается. Весь этот калейдоскоп привычных чувств при каждом новом взгляде высвечивает все новые узоры восприимчивой и отзывчивой души поэта.
«Сегодня мне письма не принесли…» рассказывает о разрыве отношений между влюбленными, здесь отображена драма героини, которую не любят по-настоящему. Произведение глубоко лирично и внутренне драматично. Уже в самом начале привлекает особое, ахматовское звучание слова, искренность, задушевность интонации.
Нежный образ горюющей девушки создан изобразительно-экспрессивными средствами языка и слово играет совершенно особую роль.
Первая строфа начинается признанием: «Сегодня мне письма не принесли…» Но она (девушка) еще пытается объяснить себе причину: почему ее милый не написал письма: «Забыл он написать или уехал». Грусть овладела ее душою, переживание передается повторением первого стиха в пятом. На дворе весна, притягательность которой автор усиливает метафоричным эпитетом («серебряного смеха»). Солнечное яркое время года и грустное душевное состояние образуют контраст. Мысли и чувства передаются с помощью такого звукового состава слов: Сочетание Принесли, наПисать, ТРель сеРеБРяноГо ,сеГодня Письма не ПРИнесли создают тревожное ожидание, рифмуются первая, третья и пятая строки: « не принесли», « корабли» и опять « не принесли». Повторение первого стиха в пятом усиливает впечатление созданной грустной картины.
Во второй строфе говорится, что «он был с нею «совсем недавно». Её любовь и нежность раскрываются эпитетами (« такой влюбленный , ласковый»). Употреблен прием контекстной антитезы (« теперь весна» и « грусть весны отравна»). Обычно с образом весны не отождествляют слово «грусть», еще «отравна» - это значит «заразительна, пугающе смертельна», от слова «отравить», авторское слово. И опять первый стих рефреном повторяется в пятом. ( «Он был со мной еще совсем недавно…»)
Третья строфа кульминационная: тревожность, острое чувство печали, тоски, предчувствие краткости любви усиливается, все это передается с помощью эпитета (« легкий трепетный смычок»), сравнения ( «Как в предсмертной боли»), метафоры (« сердце разорвется») и звукописи: ТРеПеТНый. ПРеДсМ еРТНой Боли, БьеТся, БьеТся, БьеТся, СТРашНо Мне, СеРДце РазоРвеТся . Звуковая картина оттеняет смысл, это и ассонанс («Я слышу», «не допишу», « смычок – строк») и аллитерации, подчеркивающие звонкие и сонорные согласные. Их концентрация в последней строфе максимальна, что отражает ее кульминационный характер. Особая роль придается звукам р и б - (« предсмертной, разорвется; бьется, бьется, бьется, боли».
Небольшое по объему произведение, недлинное по форме, очень емкое по содержанию. Оно перекликается со стихотворением «Сердце к сердцу не приковано…», написанным в 1911 году. Те же переживания:
Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать!..
Те же мысли и чувства:
Дни томлений острых прожиты
Вместе с белою зимой…
Звучит в унисон со стихом: « Но это было белою зимой…»
Но в «Сердце …» нет той остроты, пронзительности и отчаяния, что выговорено в анализируемом произведении. « Сегодня мне письма не принесли…» очень характерное стихотворение ранней лирики Анны Ахматовой, которая принадлежала к Цеху акмеистов. В начале своего творческого пути поэт примкнула к одному из литературных течений – акмеизму, которое возникло в 10-е годы в связи с кризисом символизма.
(Акмеизм – острие копья (греч). Акмеисты провозглашали завершенность и заостренность поэтической формы; их произведения отличались земным содержанием и конкретным, точным словом.
Стихотворения этого раннего периода исполнены особой прелести и тонкой грации. Анна Ахматова умеет двумя – тремя внешними чертами подчеркнуть всю глубину, весь скрытый трагизм внутренних переживаний.
Я вижу все. Я все запоминаю,
Любовно – кратко в сердце берегу,-
говорила Анна Ахматова. Её поэзия своеобразна, стихи её – поистине «женские», но не из-за внутренней слабости, слезливости, недостатка мужественности, а наоборот – они сильны женской интуицией и чуткостью к движениям в мире, глубокой, но сдержанной эмоциональностью.
|