Цель: расширение представлений у детей среднего дошкольного возраста о зимующих птицах.
Задачи:
- закрепить умение различать птиц по внешнему виду, находить признаки сходства и различия;
- расширять и активизировать у детей словарный запас;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Демонстрационный материал: картинки с изображением птиц: вороны, воробья, синицы, сороки, голубя, снегиря. Карточки с изображением корма для птиц: семечки, рябина, пшено; фланелеграф «Кормушка».
Раздаточный материал: листы бумаги, краски, кисточки.
Оборудование: тарелочка с гуашью, магнитофон, аудиозапись с голосами птиц.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, изготовление кормушек совместно с родителями, кормление птиц. Чтение художественной литературы: В. Степанов «Новая столовая», стихотворение «Скворец»; дидактическая игра «Найди отличия»,
Словарная работа: снегирь, синица, голубь, дятел, воробей, кормушка, корм, зимующие, холодно.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие детей.
Основная часть.
В группу влетает сорока (девочка в шапочке сороки).
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: Тише, сорока, не шуми. Ребята, вы узнали кто это? (Дети отвечают).
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята. (Дети здороваются с сорокой).
Воспитатель: Что случилось, сорока?
Сорока: Так я и говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.
Воспитатель: Давайте поможем сороке разобраться. Раз, два, три, покружись, в лесу окажись. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг, всюду снег лежит, тихо в лесу. Интересно, кто нас здесь встречает? (воспитатель предлагает детям сесть и прослушать аудиозапись с голосами птиц).
Воспитатель: Каких птиц вы услышали? (ворона, воробей).
Воспитатель показывает иллюстрации с изображением вороны и воробья. И обращается к детям.
Воспитатель: Скажите, чем отличаются ворона и воробей.
Дети описывают внешний вид птиц.
Дети: Воробей маленький, ворона большая. Ворона черная, воробей – коричневый. Ворона ходит, а воробей – прыгает. Ворона – каркает, а воробей – чирикает.
Воспитатель обращается к сороке.
Воспитатель: Скажи, сорока, правильно, ответили дети?
Сорока: Да, правильно. Знают дети ворону и воробья.
Воспитатель: А чем ворона и воробей похожи ?
Дети: У воробья есть хвост и крылья, у вороны тоже есть хвост и крылья, голова и туловище, покрыты перьями.
Воспитатель: Давайте еще раз назовем, чем похожи воробей и ворона, и чем отличаются. (Воспитатель обобщает).
Воспитатель: Всё у вороны и воробья разное. Ворона большая, важная, а воробей маленький и быстрый. Ворона любит летать в одиночку, а воробей летает стайкой, вместе легче заметить опасность, быстрее найдешь корм.
Пластический этюд: (давайте ребята почувствуем состояние воробушка зимой).
У воробушка головушка замерзла,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Обхватить голову руками и покачивать ею из стороны в сторону)
У воробушка спинушка,
Ох, как замерзла!
Ох, как замерзла! (Положить руки на спинку и раскачиваться)
У воробушка крылышко.
Ох, как замерзло!
Ох, как замерзло! (погладить левой рукой правую руку)
У воробушка лапки,
Ох, как замерзли!
Ох, как замерзли! (разглаживать рукой ножки).
А теперь давайте споем песню «Воробей» (музыка В. Герчик)
Воспитатель: Из песенки мы узнали, что воробей не улетает зимой в теплые края, а остается с нами зимовать. Кто же еще из птиц остается в лесу зимовать? (ответы детей: синица, дятел, сорока, ворона, снегирь, голубь).
Воспитатель: Сорока не знает, почему многие птицы не остались зимовать в лесу, а улетели в теплые края. А вы знаете почему? (ответы детей)
Воспитатель: Зимой холодно, нет ни жуков, ни червяков, ни цветов, ни семян. Птицам нечем питаться. Поэтому они улетели, туда, где тепло и много корма.
Чтение стихотворения «Скворец»
Улетел скворец от стужи,
Сытно за морем живет,
Воду пьет из теплой лужи,
Только песни не поет.
Воспитатель: А ты, сорока, знаешь, чем питаются птицы, которые остались зимовать? Давай, у ребят спросим! (дети отвечают: семечками, крошками хлеба, рябиной, семенами трав и шишек).
Воспитатель: Зимой птицы селятся ближе к людям, потому что легче прокормиться, возле домов, всегда больше пищи. И мы должны помочь им продержаться до весны. Чтобы помочь птицам пережить зиму, нужно развесить кормушки и организовать «птичьи столовые».
Давайте, вернемся из леса и устроим «птичью столовую». Раз, два, три, повернись, из леса возвратись.
Воспитатель показывает плоскостную кормушку с нарисованным кормом и предлагает детям угостить птиц.
Воспитатель: Посмотрите, как выглядит «птичья столовая». Сколько на ней угощений: семена шишек и ели, семечки, ягоды рябины. Давайте, каждый нарисует своего воробушка и пригласит к кормушке!
Практическая деятельность детей
Рисование ладошкой, дорисовывая кисточкой (клюв, глаз, лапки, перья на крыле).
Заключительная часть
Подведение итогов. Анализ детских работ.
Воспитатель:
- Сегодня мы беседовали о зимующих птицах. Давайте их назовем.
- Птицам нелегко живется зимой: на улице холодно, корма мало (птицам нужно помогать зимой, подкармливать).
- Молодцы, а за это они нас летом отблагодарят замечательными песнями.
Материал скачан:
Об авторе: Земскова Екатерина Евгеньевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 25 Кировского района г.Санкт-Петербурга.
Для цитирования (ГОСТ): Земскова Е. Е. НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ» // Живой журнал Методичка (НМП "Методичка.орг"). URL: http://www.metodichka.org/news/0005/2016-04-03-479 (дата обращения: ).
|