Беседина В.В.
Слова с непроверяемыми написаниями представляют определенную трудность для учащихся средней школы. Поэтому орфографическая работа не должна прекращаться в течении всех лет обучения. По мере взросления учащихся необходимо переходить на более высокий уровень запоминания словарного материала.
Такая необходимость и возможность связана с возрастающим обучением различных предметов, с повышением уровня общего развития учащихся. Для этого становится возможным использование интересных способов запоминания словарных слов.
Можно выделить несколько приемов изучения словарных слов.
1. Выявление слов с греко – латинскими элементами терминологии. Это слова, которые начинаются с
- аэро- (греч. – воздух): аэродром, аэроклуб, аэропорт, аэроплан;
- с гео- (греч. - земля): география, геометрия, геодезия, геология;
- с эго- (греч. - я): эгоист, эгоизм, эгоцентризм;
- с био- (греч. - жизнь): биология, биография.
Разрабатывая на уроках подобные группы слов с общим словообразовательным элементом, учащиеся повторяют лексическое значение слова и закрепляют его правописание.
При четком понимании лексического значения слова правильное понимание на конце элемента безударной гласной почти автоматическое. Зная, как пишется элемент физио-(природа), ученик пишет верно: физиология, физиопроцедура, физиотерапевт. Уяснив значение словообразовательного элемента аква-(вода), запомнив его правописание, учащиеся не допустят ошибки в целом ряде словарных слов: аквариум, акваланг, акварель, аквапарк, акватория.
Легко будет запомнить учащимся и правописание слова с начальным элементом физио-(лат.-земля): терраса, террариум. Учителю при этом важно не забыть о внимании к лексическому значению слова. Поняв происхождение слов («терраса – земляной уступ в ряду подобных; пристройка без фундамента на земле», «территория – часть, участок земли», «террариум – место содержания земноводных»), ученики легко запомнят правописание слов с удвоенной р в элементах терра-.
2. Следующим приемом работы со словом с непроверяемыми буквами является группирование слов с общими элементами в начале слова.
В русском языке слова начинающиеся с диа- пишутся с безударной а на конце данного элемента: диалог , диаграмма, диафрагма, диалект. Но есть исключение «диорама». Подобным исключением является слово «кампания» в значении «официальное мероприятие».
Для усвоения правописания непроверяемых безударных слогов «комп-камп-» учащиеся руководствуются подсобным правилом: в начале слова в безударной позиции пишется комп-: комплект, компания, композитор, компаньон, компенсация, комплимент, компромисс, компрометировать.
Вариант написания сочетания конс- в начале слова учащиеся найдут в словаре только одни: с безударной о. Значит, для предупреждения ошибок в словах на указанное сочетание учащиеся могут запомнить правило: в начале слова пишется непроверяемый безударный слог конс-: конспект, консерватор, консультация, констатировать.
Возможно запоминание слов с начальным безударным слогом ре- в начале многочисленной группы: режим, регламент, репродукция, репрессия.Но есть слова, которые можно и нужно запомнить: ритуал, рисование, риторика, ридикюль, рикошетом.
Прием группирования словарных слов по написанию начального элемента позволяет разнообразить работу со словами. Учитель может предложить детям опровергнуть выдвинутый тезис или отыскать новое ему подтверждение.Например, выполняя такое задание, учащиеся могут проследить следующую закономерность: словарные слова заканчивающиеся на сор- имеют удвоенную с: агрессор, профессор, процессор, компрессор.
Описанные приемы необходимо сочетать с другими видами работы: составление словосочетаний, подбор однокоренных слов, составление предложений.Нецелесообразно употребление в словарной работе слов с непроверяемыми написаниями вне их связи с другими словами.Составление, запись под диктовку словосочетаний позволит учащимся легче запомнить область употребления слов, послужит обогащению лексического запаса и развитию речи учащегося.
Подобная поисково-исследовательская работа побуждает ребят снова и снова обращаться к словарям, что само по себе обеспечивает многократное повторение написания слова, как следствие – усвоение правописания основного слова, усвоение правописания огромного количества производных слов и их форм. На это, безусловно, влияет работа на обогащение знаний учащихся в целом и расширение их лексики.
|