Среди возможных путей повышения интереса к урокам химии хотелось бы рассказать об использовании на уроках художественной литературы. Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанных на уроке химии, несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся. Изучение многих тем школьного курса химии позволяет использовать литературный материал не эпизодически, а постоянно при рассмотрении практически всех вопросов темы.
Рассмотрим возможности использования художественной литературы на конкретных примерах. Об открытии кислорода Д. Пристли, секреты горения М.В. Ломоносова, об открытии периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева рассказать помогут истории в стихах Е.Ефимовского, объединённые им в книге «Ракета и травинка». (1) Рассказывая о планетарной модели атома, лучше использовать стихотворение В.Я. Брюсова «Мир электрона» .(2)При изучении физических свойств фосфора использую фрагмент из произведения А. Конана Дойла «Собака Баскервилей» (3),позволяет рассмотреть понятие аллотропии, но и показать несостоятельность такого факта – ошибку знаменитого писателя, который был неплохим химиком.
Интересен опыт использования исторических событий в произведениях А. Н. Толстого « Петр Первый»(4) или А.К. Толстого «Князь Серебряный» (5) о соляных бунтах.
Подгруппа углерода предполагает использование таких произведений И.А. Ефремова «Алмазная труба»(6) и «Лезвие бритвы». Подробно рассказывая о свойствах алмаза. Интересно одно из специфических свойств угля адсорбция, с которым мы встречаемся в сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».(7)
Характеризуя химические свойства кислорода – горение веществ обращаюсь к прекрасной легенде древних греков о Прометее.
Богатые возможности использования художественной литературы открываются и при изучении органической химии в 10 классе. Особенно много в литературных произведениях описаний действия различных органических веществ на организм человека и их применения. Действие метана описано очень точно у Л.Кассиля «Вратарь республики», (8)хлороформа в «Записках врача» В. Вересаева и в трилогии Ю. Германа, метилового спирта в романе К. Федина «Необыкновенное лето». При изучении белков, путей их синтеза из аминокислот оказывают романы А.П.Казанцева «Купол надежды» и Г. Гуревича «Мы из Солнечной системы»
Мир художественной литературы открывает перед учащимися широкие возможности познания природы во всём её многообразии и приобщает их общекультурным ценностям.
Литература :
- Ефимовский Е. Ракета и травинка. Л.,1984.
- Брюсов В.Я. Избранное. М., 1982.
- Конан Дойл А.Собака Баскервилей.М.,2000.
- Толстой А.Н. Петр Первый. М.,1989.
- Тостой А.К. Князь Серебряный. М.1998.
- Ефремов И. А. Алмазная труба. Барнаул .1987.
- Одоевский В.Ф. Мороз Иванович. М., Просвещение. 1990.
- Кассиль Л. Вратарь республики. М.,1990.
|