Проведение выпускных экзаменов в общеобразовательных организациях Российской Федерации в формате ЕГЭ уже давно стали нормой. В первые годы возникали определенные трудности, но в дальнейшем накопленный опыт помог педагогам и учителям выработать системы подготовки учащихся, дающие потрясающие результаты.
Вне зависимости от предмета сдачи ЕГЭ на начальном этапе подготовки педагогу в обязательном порядке необходимо проверить уровень знаний будущего выпускника, убедиться в отсутствии значимых пробелов в знаниях, получаемых в начальной школе или младшем звене среднего образования. Если ребенок к 11 классу не знает что такое митоз либо фотосинтез, то о каких генетических задачах может идти речь дальше?
Система подготовки к ЕГЭ по биологии в 11 классе
В начале 11 класса учителю обязательно необходимо перейти к детальному повторению биологии за все предыдущие года. Подготовка к ЕГЭ по биологии может проходить как на курсах подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) в Москве, так и в родной школе, но обязательно должна начинаться с самых первых тем, которые изучаются в 6 классе. Сильно зацикливаться и углубляться в них не стоит, только сжатые факты, основы и важнейшие законы понадобятся будущему выпускнику при сдаче экзамена. В структуру занятий обязательно необходимо ввести тестовые материалы, которые помогут формированию у обучающихся биологических знаний.
Знание спецификации экзаменационной работы, а именно контрольно-измерительных материалов (КИМов), также является необходимым условием для формирования правильного плана подготовки к ЕГЭ. Педагогу обязательно следует каждый год проводить коррекцию данного плана: добавлять новые блоки и удалять лишнее.
В настоящее время в сети Интернет можно встретить огромное множество разнообразных систем подготовки к ЕГЭ по биологии (платных и бесплатных), однако все они сходятся на том, что в блоке №4 «Многообразие организмов» требуется совершенствование методик подготовки. Обучающиеся испытывают значительные трудности в систематике растений и животных, характеристике типов и классов. В курсе «Человек» допускают ляпсусы по темам «Кровообращение», «Органы чувств», «Высшая нервная деятельность». Выпускники затрудняются ответить на задания практической направленности, не умеют работать со схемами, рисунками. Также требуется совершенствовать навыки на решения генетических, экологических и эволюционных задач.
В начале выпускного класса учителю следует заранее понять, кто из обучающихся твердо решил сдавать ЕГЭ для аттестации, и предложить им применять систематический план самостоятельной подготовки к экзамену. Начать следует с анализирования структуры экзаменационной работы. Затем нужно произвести подбор учебных материалов, позволяющих выпускнику последовательно повторять сначала полностью курс общей биологии и только после переходить на повторение разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационных работах они разбираются с общебиологической точки зрения. Не следует начинать подготовку к ЕГЭ по биологии с вариаций экзаменационных работ прошлых лет, т.к. в них материалы распределены вперемешку без строгой последовательности и привязке к структуре и программе курса школьной биологии. Собственно поэтому надлежит ориентироваться на обычное оглавление действующих учебников и учебных пособий.
Применение вышеперечисленных методических приемов непременно позволит добиться высокой результативности при сдаче ЕГЭ по биологии.
|