Человек не может чувствовать себя полноценным без ощущения себя частью социума.Именно общество дает человеку возможность удовлетворения его социальных потребностей, таких как необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность. У ребенка с ОВЗ, в силу его психофизиологических особенностей, зачастую усложняется процесс интеграции в общество и снижается уровень социализации.
Весь процесс социализации строится на межличностных отношениях, которые основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному и лингвистическому. Данные процессы описаны в трудах известных деятелей в области педагогики и психологии. Дипломы на заказ по тематике межличностных отношений многие годы являются наиболее популярными темами у студентов педагогических и психологических факультетов.
С.Л. Рубинштейн пишет: «Уже в раннем детстве ребенок овладевает социальным способом обращаться с вещами посредством слова. При этом основным и решающим в речевом развитии ребенка является то, что ребенок приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с окружающими». [3] А именно с людьми, с которыми проводит большую часть своего времени с семьей. Именно в семье проходит первичная социализация ребенка, которая является основой для всего остального процесса социализации. Здесь ребенок приобретает начальный опыт общения. У него формируется чувство доверительности к окружающему миру, на основе которого в дальнейшем формируется познавательная, речевая активность и другие личностные качества.
Для более полного и разностороннего развития речи необходима правильно организованная речевая среда. Речевая среда – это совокупность обстоятельств, которые положительно или негативно влияют на развитие речи. Задачами развивающей речевой среды является обеспечение возможности наблюдения за правильной речью и ее восприятия; обеспечение разнообразия сенсорных восприятий; стимулирование самостоятельной речевой активности ребенка; обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций; обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.
Для дошкольников характерна высокая степень ориентировочных реакций на окружающее, поэтому пространство вокруг ребенка должно быть наполнено яркими игрушками, модулями, тренажерами.
Необходимо минимизировать контакт ребенка с телевизором и компьютером, заменив их условиями живого общения и манипуляций с игрушками. Так как с «живыми» игрушками можно поговорить, осуществлять любые действия и придумывать игры. У ребенка должно быть достаточное количество игрушек, но их не должно быть слишком много, так как это вызывает у ребенка пресыщение, и он начинает терять интерес даже к новым игрушкам. Чтобы такого не происходило, можно дать ребенку часть игрушек, а другие игрушки на время спрятать. Через некоторое время игрушки можно поменять.
Кроме правильно организованного пространства необходимо обеспечить условия позитивного общения. При общении взрослого с ребенком, ребенок должен не просто получать информацию, необходимую ему для формирования каких-либо навыков, но и чувствовать теплоту и заботу со стороны близких. Доброжелательный тон, спокойное отношение к нему – обязательное условие позитивного развития.
Оптимизировать процесс развития ребенка помогает совместная деятельность с родителями. Она может быть творческой, игровой, обучающей, продуктивной. В совместной деятельности улучшается эмоциональный настрой (ведь ребенок чувствует заинтересованность родителей), повышается интерес к каким-либо действиям, при определенных формах игр формируется дух соперничества. В качестве продуктивной деятельности можно использовать совместное создание дидактических игр. Это будет для ребенка ОВЗ дополнительным стимулом для развития творческих и речевых способностей.
Важную роль в развитии и закреплении речевых навыков и социальной адаптации играет включение ребенка с ОВЗ в творческую деятельность (посещение различных выставок, экскурсий, спектаклей; участие в праздниках).
К сожалению, у родителей зачастую недостаточно педагогических знаний и опыта, чтобы помочь своему ребенку в овладении навыками общения. В нашем учреждении с родителями детей-инвалидов работает большая группа специалистов: педагогов, медицинских работников, социальных работников. Только комплексное и систематическое взаимодействие с семьями, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ, может дать положительный прогноз процесса социализации такого ребенка.
Коррекционно-логопедические занятия с детьми проводятся в рамках отделения психолого-педагогической помощи. Основная цель таких занятий - коррекция и развитие речевых навыков у детей, формирование умений и навыков использования полученных знаний, развитие коммуникативной функции речи.
Но нельзя добиться максимального результата проводя логопедическую коррекцию только на специальных занятиях. Особое место в реабилитационном процессе занимает тесное взаимодействие с родителями, обучение их основам организации речевой среды, способствующей развитию и закреплению речевых навыков у детей. Проблема взаимодействия педагогов и родителей сама по себе не нова. Но в сегодняшних динамических социальных условиях приобретает творческий характер через индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье, где воспитывается ребенок с ОВЗ.
В процессе взаимодействия с родителями, основной акцент делается на практическую направленность знаний, передаваемых родителям. Именно практическая направленность методов и приемов работы способствует не обычному механическому выполнению домашних заданий логопеда, а формированию осмысленности и заинтересованности родителей.