Полезная информация
✪✪✪✪✪ Достижения Проекта
Лицензия Creative Commons

Политика конфиденциальности проекта
Хостинг от uCoz

Интересное образование

Главная » 2016 » Сентябрь » 12 » Развитие речи как один из факторов позитивной социализации, организация речевой среды в семье
Развитие речи как один из факторов позитивной социализации, организация речевой среды в семье

Развитие речи как один из факторов позитивной социализации, организация речевой среды в семье

Информационная статья

Автор: Голубева Анастасия Николаевна, логопед МКУ "РЦ "Радуга".

Человек не может чувствовать себя полноценным без ощущения себя частью социума.Именно общество дает человеку возможность удовлетворения его социальных потребностей, таких как необходимость общения, наличие социальных связей, привязанность, забота о других и внимание к себе, совместная деятельность. У ребенка с ОВЗ, в силу его психофизиологических особенностей, зачастую усложняется процесс интеграции в общество и снижается уровень социализации.

Весь процесс социализации строится на межличностных отношениях, которые основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному и лингвистическому. Данные процессы описаны в трудах известных деятелей в области педагогики и психологии. Дипломы на заказ по тематике межличностных отношений многие годы являются наиболее популярными темами у студентов педагогических и психологических факультетов.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Уже в раннем детстве ребенок овладевает социальным способом обращаться с вещами посредством слова. При этом основным и решающим в речевом развитии ребенка является то, что ребенок приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с окружающими». [3] А именно с людьми, с которыми проводит большую часть своего времени с семьей. Именно в семье проходит первичная социализация ребенка, которая является основой для всего остального процесса социализации. Здесь ребенок приобретает начальный опыт общения. У него формируется чувство доверительности к окружающему миру, на основе которого в дальнейшем формируется познавательная, речевая активность и другие личностные качества.

Для более полного и разностороннего развития речи необходима правильно организованная речевая среда. Речевая среда – это совокупность обстоятельств, которые положительно или негативно влияют на развитие речи. Задачами развивающей речевой среды является обеспечение возможности наблюдения за правильной речью и ее восприятия; обеспечение разнообразия сенсорных восприятий; стимулирование самостоятельной речевой активности ребенка; обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций; обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой системе.

Для дошкольников характерна высокая степень ориентировочных реакций на окружающее, поэтому пространство вокруг ребенка должно быть наполнено яркими игрушками, модулями, тренажерами.

Необходимо минимизировать контакт ребенка с телевизором и компьютером, заменив их условиями живого общения и манипуляций с игрушками. Так как с «живыми» игрушками можно поговорить, осуществлять любые действия и придумывать игры. У ребенка должно быть достаточное количество игрушек, но их не должно быть слишком много, так как это вызывает у ребенка пресыщение, и он начинает терять интерес даже к новым игрушкам. Чтобы такого не происходило, можно дать ребенку часть игрушек, а другие игрушки на время спрятать. Через некоторое время игрушки можно поменять.

Кроме правильно организованного пространства необходимо обеспечить условия позитивного общения. При общении взрослого с ребенком, ребенок должен не просто получать информацию, необходимую ему для формирования каких-либо навыков, но и чувствовать теплоту и заботу со стороны близких. Доброжелательный тон, спокойное отношение к нему – обязательное условие позитивного развития.

Оптимизировать процесс развития ребенка помогает совместная деятельность с родителями. Она может быть творческой, игровой, обучающей, продуктивной. В совместной деятельности улучшается эмоциональный настрой (ведь ребенок чувствует заинтересованность родителей), повышается интерес к каким-либо действиям, при определенных формах игр формируется дух соперничества. В качестве продуктивной деятельности можно использовать совместное создание дидактических игр. Это будет для ребенка ОВЗ дополнительным стимулом для развития творческих и речевых способностей.

Важную роль в развитии и закреплении речевых навыков и социальной адаптации играет включение ребенка с ОВЗ в творческую деятельность (посещение различных выставок, экскурсий, спектаклей; участие в праздниках).

К сожалению, у родителей зачастую недостаточно педагогических знаний и опыта, чтобы помочь своему ребенку в овладении навыками общения. В нашем учреждении с родителями детей-инвалидов работает большая группа специалистов: педагогов, медицинских работников, социальных работников. Только комплексное и систематическое взаимодействие с семьями, в которых воспитывается ребенок с ОВЗ, может дать положительный прогноз процесса социализации такого ребенка.

Коррекционно-логопедические занятия с детьми проводятся в рамках отделения психолого-педагогической помощи. Основная цель таких занятий - коррекция и развитие речевых навыков у детей, формирование умений и навыков использования полученных знаний, развитие коммуникативной функции речи.

Но нельзя добиться максимального результата проводя логопедическую коррекцию только на специальных занятиях. Особое место в реабилитационном процессе занимает тесное взаимодействие с родителями, обучение их основам организации речевой среды, способствующей развитию и закреплению речевых навыков у детей. Проблема взаимодействия педагогов и родителей сама по себе не нова. Но в сегодняшних динамических социальных условиях приобретает творческий характер через индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье, где воспитывается ребенок с ОВЗ.

В процессе взаимодействия с родителями, основной акцент делается на практическую направленность знаний, передаваемых родителям. Именно практическая направленность методов и приемов работы способствует не обычному механическому выполнению домашних заданий логопеда, а формированию осмысленности и заинтересованности родителей.

Категория: Интересное образование | Просмотров: 2111 | Добавил: Lusi | Теги: родители, речь, развитие, ФАКТОР, дети, семья, ОВЗ, социализация | Рейтинг: 0.0/0

Живой журнал Методичка рекомендует:

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мы в соцсетях!