Пескография как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ
Статья
Автор: Романова Елена Антоновна, воспитатель КУ ХМАО-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка», г. Урай
У детей с ОВЗ зачастую наблюдается нарушение всех аспектов психической деятельности: памяти и внимания, эмоциональной сферы, моторики, мышления и речи.
Так, у воспитанников с недостатками развития особо глубоки нарушения в мышлении. Дети затрудняются делать простые обобщения, довольно узко воспринимают то, что вы им рассказываете. Дети младшего возраста практически не могут без помощи сгруппировать игрушки, относящиеся, к примеру, к мебели, одежде, посуде и т.д. Они не осознают, что брюки и платье — это одежда, стол и стул — мебель. Поэтому малыши бессистемно и беспорядочно хватают все то, что попадается им под руку.
Нарушения в мышлении ребенка сказываются непосредственно на овладении им речью. В раннем возрасте такие дети с большим трудом понимают чужую речь, улавливая в лучшем случае тон или интонацию, а также мимику обращающегося к ним или отдельные «ключи», т. е. опорные слова, которые относятся к их потребностям. Со временем дети станут лучше осознавать обращенную к ним речь, но еще долго они воспринимают лишь то, что связано только с их личным опытом.
Собственная речь у детей появляется довольно поздно, однако в арсенале педагогов есть ряд средств активизации развития речи у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, к числу которых относится и пескография.
Пескография (англ. Sand-аrt) — это самостоятельный вид искусства, существующий наравне с живописью и фотографией, музыкой и хореографией, театром, кино и т. д. Sand-аrt или песочная анимация родилась не так давно. Родоначальницей этого вида искусства является канадский режиссер-мультипликатор К. Лиф. Sand-аrt, появившись на Западе, быстро завоевал сердца большого числа художников во всем мире. В России это искусство появилось лишь несколько лет назад.
Чем же хорош Sand-аrt в педагогическом плане? Он дает ребенку возможность побыть самим собой, поверив в свои силы; учит самостоятельности; развивает художественные способности и образное мышление, формирует пространственное воображение; улучшает процесс саморегуляции; развивает мелкую моторику и повышает тактильную чувствительность. А в настоящее время учеными доказан тот факт, что развитие мелкой моторики оказывает исключительно положительное влияние на становление речи ребенка. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ пришли к более детальному выводу: функционирование речевых зон коры головного мозга находится во взаимосвязи с развитием тонких движений пальцев рук. Тесную взаимосвязь мелкой моторики пальцев рук с работой речевых зон головного мозга подтверждает в том числе и тот факт, что при переучивании в дошкольном возрасте левшей у последних нередко возникает заикание.
Каким образом ведется работа по c малышами с ОВЗ? Рисунки песком дети могут выполнять как пальцами и ладонями, так и одной рукой или двумя руками сразу. Песок воспитанники могут сыпать щепотками или горстями. Педагог разрабатывает комплекс игр с песком для начального этапа работы. По мере роста детей и овладения ими первыми песочными играми-потешками, им даются уже более сложные пальчиковые игры-рисовалки. В таких играх должны принимать участие уже все пять пальцев и, по возможности, ладошки детей, поверхность которых содержит много нервных окончаний. Все это будет уже способствовать активизации речевых областей головного мозга, а также развитию непосредственно речи детей, но далее имеет смыл разрабатывать сценарии «песочных фильмов», заучивать с детьми «мини-роли» по этим сценариям, сопровождать проговариванием рисование этих «фильмов» песком.
Детально наша работа в этом направлении отражена в программе «Пескография "Sand-art" как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка. "Волшебный песочек"», реализующейся с 2015 года. Программа (и разработки в ее рамках) — призер и лауреат таких конкурсов, как: международные конкурсы «Лучший открытый урок» (1 место, 2014 г.), «Методическая разработка» (1 место, 2015 г.); всероссийские конкурсы «Пескография "Sand-art"» (1 место, 2015 г.), «Инновационные методики и технологии в обучении» (1 место, 2017 г.), «Инновационная работа в условиях ФГОС» (1 место, 2017 г.). Программа сопровождается положительной рецензией кандидата педагогических наук, доцента ГБПОУ «Донской педагогический колледж» О. И. Андреевой, положительными отзывами коллег и благодарностями родителей воспитанников.
|