Главная » 2016»Декабрь»10 » Программа учебной дисциплины с одаренными детьми "Сольфеджио"
Программа учебной дисциплины с одаренными детьми "Сольфеджио"
Программа учебной дисциплины для факультативных занятий с одаренными детьми "Сольфеджио"
Программа учебной дисциплины
Автор: Кортьева Тамара Алексеевна, преподаватель теоретических дисциплин МБУДО ДМШ ЩМР Московской области.
«Сольфеджио (рабочая программа учебной дисциплины для факультативных занятий с одаренными детьми)» является дополнительной предпрофессиональной программой, разработанной с учетом Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по предмету «сольфеджио» в Детских музыкальных школах и Детских школах искусств. Срок реализации программы – 5 лет (4, 5, 6, 7, а также 8, дополнительный, годы обучения по программе семилетнего образования).
Необходимость проведения факультативных занятий с одаренными детьми и создания соответствующей (повышенного уровня сложности) программы по сольфеджио обусловлена следующими факторами:
Многие учащихся нацелены на продолжение музыкального образования в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Подготовить таких детей к поступлению в музыкальные колледжи и вузы в рамках занятий, проводимых в группе учеников, недифференцированных по степени одаренности, познавательным запросам и по уровню мотивации к изучению теоретических дисциплин, достаточно сложно даже при условии эффективного обращения в образовательном процессе к индивидуальному подходу.
Дети – это любознательные натуры, их привлекают новые знания. И задача взрослых не только показать ребенку занимательный род деятельности, каковым являются и занятия музыкой, но и поддерживать этот интерес на протяжении всего курса обучения в музыкальной школе. К сожалению, количество часов, отведенных на обязательные (не факультативные) занятия по предмету сольфеджио, не позволяет раскрыть (и тем более раскрыть в полной мере) ряд интересных для ребенка тем, не предусмотренных основной образовательной программой, но полезных не только для совершенствования профессионального (в т.ч. исполнительского) мастерства учащегося, но и для общего развития.
Анализ результатов участия учеников школы в школьных, районных, зональных, межзональных, международных творческих конкурсах показывает, что в школе немало одаренных детей, а они требуют к себе особого подхода. Выявление, обучение, воспитание одаренных детей – важная составляющая развития системы образования в России. Творческая индивидуальная и групповая работа педагогов с одаренными детьми исключительно важна для творческой самореализации и социализации личности учащегося.
Одаренному ребенку знания даются легко, для него многократные повторения материала, необходимые для работы с учениками средних способностей, становятся скучными. Познавательная деятельность одаренных детей нуждается в новом, зачастую проблемном, материале, к восприятию которого среднестатистический учащийся музыкальной школы оказывается не готов. Такие, важные для одаренного ребенка, знания можно дать лишь в рамках факультативного курса.
Одаренные дети – драгоценный ресурс нации. Без социальной и профессиональной деятельности одаренных людей немыслим ни прогресс цивилизации, ни возрождение культуры. Лишь одаренный исполнитель способен донести до аудитории всю глубину музыкального произведения, раскрыть сокрытую в музыке систему образов и чувств, максимально точно передать замысел композитора, привнести в музыкальное произведение что-то индивидуальное, новое, свое. Работа в рамках факультативных занятий является необходимой поддержкой одаренных детей.