Возможности применения личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы
Исследовательская статья
Автор: Ермолюк Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МАОУ Домодедовская гимназия №5
Российская школа сегодня находится в процессе перехода на ФГОС. Повсеместно приступили к обучению по новым стандартам ученики начального звена. Уже завтра в среднюю школу придет Ученик, свободно владеющий компьютером, интерактивной доской и навыками исследовательской работы. Чем встретит его учитель средней школы? Думается, в педарсенале учительства есть средства, которые помогут выглядеть достойно. Одно из них – личностно ориентированный подход. В этой статье попробуем разобраться с данным понятием более подробно.
Работы А. Леонтьева, П. Гальперина, Д. Эльконина, Л. Занкова и др. служат двигателем системы обучения. Труды признанных ученых восходят к удивительным исследованиям Л. Выготского, который открыл зону ближайшего развития – «область несозревших, но созревающих процессов», вследствие которых ученик способен овладеть учебным материалом совместно с учителем.
Истории вопроса почти 100 лет, в чем же тут новизна? Ясно, что при любой системе роль учителя на уроке велика. Задумаемся: обучение – нормативно построенный процесс. Учитель объясняет материал, отрабатывает его, измеряет степень усвоения при помощи самостоятельных, проверочных, контрольных работ. Проводит их по плану КР, но отнюдь не по плану готовности ребенка. И – ставит оценки. Не всегда и не у всех положительные. И – измеряет рост ребенка очередной «2». Потому что 26 ошибок или 6 - это все равно «2». Личностно ориентированная система обучения разрушает эту традицию. Она не намечает общие цели и конечные результаты. Целью становится то, что лежит между точками «цель» и «итог», а именно – развитие индивидуальных способностей ученика. Убеждена, что первостепенная задача учителя – установить доверительный контакт с ребенком, организовать педагогическую поддержку, чтобы он никогда не сказал о школе:
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна…
Л.С. Выготский видел смысл работы учителя в том, чтобы направлять и регулировать деятельность учеников через организацию сотрудничества учеников друг с другом и учителя с учениками.
Заканчивая первый учебный год в школе, на последнем уроке русского языка я попросила своих учеников поделиться своими впечатлениями об уроках, а также своими проблемами. Из 24 восторженных откликов был один виновато-грустный. Дима Б. писал: «Уважаемая Наталья Анатольевна! Я весь год получал за сочинения плохие отметки. Последний раз я очень старался, думал, что получу «5», но Вы опять поставили мне «3».
20 лет я помню эти слова и не спешу с оценкой, стараюсь показать каждому ученику, что заметила в его работе что-то хорошее, что мне важен его личностный рост.
Например, в учебнике под редакцией М.Т. Баранова есть урок развития речи по теме «Письмо». Тема прекрасно разработана, что позволило нам с детьми изучить структуру письма, ознакомиться с образцами и создать собственный текст. Дети написали мне прекрасные письма, но представьте себе, сколько ошибок наделали пятиклашки, пишущие диктанты с 20% качеством! Нельзя было убить в них искренность, эмоциональность, доверие к учителю. В этой творческой работе они показали себя лучше, чем в предыдущей, а это главное! Мне кажется, я поступила правильно, что вместо плохих отметок написала им хорошие ответы-отклики.
Стимулирует ученика к самообразованию, саморазвитию, самовыражению дифференцированный подход. Простые приемы – предложить упражнения на выбор по русскому языку или стихотворения для заучивания на выбор по литературе – предоставляют ученику возможность выбирать посильный уровень материала. Я не устаю повторять своим ученикам: «Выбор есть всегда!». Работать письменно или устно, составлять план - простой, сложный, цитатный, работать индивидуально или в группе, отвечать на вопросы или писать сочинение… Как тебе нравится, дружок, но только работать, а не стоять на месте!
Поделюсь описанием такого вида задания, как Проверочная теоретическая работа. В связи с появлением в экзаменационных заданиях сочинения на лингвистическую тему, стало необходимым точное знание формулировок, правил и параграфов. По окончании очередной темы ученики по памяти письменно излагают все правила с примерами. Некоторые представляют учебный материал не в виде текста, а в виде таблицы. Меня очень радует такая самостоятельность в выборе формы работы.
Личностно-ориентированный подход ярко реализуется в таком виде домашнего задания, как «Карточка для соседа». Так, при изучении сказа Н.С. Лескова «Левша» учитель может обговорить с ребятами направления работы над текстом. А смысловое наполнение заданий – это самостоятельная прерогатива ученика. Вот как это выглядит на практике.
Первое задание – словарь окказионализмов. Ученик выбирает из текста те слова, которые кажутся ему наиболее важными, и просит объяснить их значение.
Второе задание – «Чей это портрет?». Выбор героев, описание внешности – результат самостоятельных действий ученика.
Третье задание – «Теория литературы». Эта часть наиболее трудна для ребят, поэтому можно предложить разные варианты, проработать их на уроке и предложить выбрать каждому понравившееся задание. Например: Докажите, что главы 1-3 являются экспозицией произведения.
Итак, приведенные примеры показывают, что такой подход к пониманию и организации обучения, при котором ребенок признается как индивид, а не коллективный субъект, является современным, перспективным, востребованным.
Принципы традиционной школы «смотри и учись», «играй и учись» можно дополнить «предлагай свое – и учи других». Вспомним известного героя «Уральских сказов» П.П. Бажова. Лучший ученик лучшего мастера овладел искусством резьбы по камню настолько, что его чашам не было равных! Но творческие способности – индивидуальные наклонности Данилы – побуждали его к дальнейшему развитию, и он сумел вырезать из камня свою мечту – дивный каменный цветок. Я искренне надеюсь, что личностно ориентированный подход поможет любому ребенку, находящемуся на любом этапе развития, проявить свою индивидуальность.
|