При изложении целей и задач курса инженерной графики в колледжах было установлено, что одной из основных задач является обучение чтению чертежей. В этой связи полезно отдельно рассмотреть вопрос о путях и средствах наиболее эффективного формирования соответствующих умений и навыков.
Дидактическая сторона процесса чтения чертежа не имеет единого толкования. Можно услышать довольно противоречивые высказывания по этому, казалось бы, ясному вопросу.
Одни склонны отождествлять с чтением чертежей почти все виды упражнений, которые используются в инженерной графике. Другие, наоборот, слишком сужают понятие, ограничивая его лишь областью создания пространственных образов объектов. Третьи, без достаточных оснований, выделяют при выработке этого умения различные построения, не разграничивая, таким образом, выполнение и чтение чертежей.
Но, по-видимому, правы те, кто исходит из того, что чтение чертежа — особый процесс, имеющий свою, только ему присущую специфику, что этот процесс более связан с речемыслительной деятельностью людей и что приемы учебной работы, необходимые для обучения чтению чертежей, не совпадают с приемами, нужными для обучения выполнению чертежей, хотя они и тесно связаны.
Из чего же складывается умение читать чертежи?
Для успешного чтения чертежей необходимо:
- Уметь воссоздать объемную форму предмета по его плоским изображениям, т. е. по видам, разрезам, сечениям.
- Понимать условности, применяемые при выполнении и оформлении чертежей.
- Уметь давать точную словесную характеристику изображенного предмета.
- Применять определенную последовательность чтения чертежей.
Следовательно, для успешного обучения чтению чертежей нужно, во-первых, формировать у студентов пространственные представления, что является основным и наиболее трудным; во-вторых, учить понимать условности, установленные стандартами ЕСКД для выполнения и оформления чертежей; в-третьих, развивать речь студентов, обучать выражать словами представления об изображенном предмете; в-четвертых, вырабатывать у студента определенные приемы и последовательность чтения чертежей, формировать систему, соблюдение которой облегчало бы понимание чертежа.
Скачать статью
|