Главная » 2017»Январь»23 » Хронотоп в рассказах В.Ерофеева "Девушка и смерть", "Галоши"
Хронотоп в рассказах В.Ерофеева "Девушка и смерть", "Галоши"
Хронотоп в рассказах Виктора Ерофеева "Девушка и смерть", "Галоши"
Хронотоп
Автор: Григорьева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №6" города Астрахани
Интересное решение в сфере художественного хронотопа предлагает постмодернистский писатель, перу которого принадлежит ряд рассказов, неисследованных до сих пор в литературоведении. В.Ерофеев в каждом своём рассказе показывает различные способы воплощения пространственно -временных характеристик произведения.
Для описания пространственно-временной организации литературного произведения М.М. Бахтин предлагает термин хронотоп.
В рассказе Виктора Ерофеева «Девушка и смерть» перед читателями предстаёт обыденный, реальный, бытовой мир, которому не противопоставлено волшебное пространство. Автор хотел показать сущность бытового пространства, которое окружает читателя, проводя параллель с современным реальным миром. В этом произведении бытовой мир наполнен обыденными обстоятельствами: убийство, измена, похороны, свадьба. Среди этих событий странно слышать о свадьбе, в которой автор подчёркивает не привычную символику верха, то есть близости к свету, солнцу, а символику низа - темень.
В рассказе «Галоши» читатель видит уже два мира: бытовой и волшебный. В этих пространствах попеременно появляется мальчик, носивший фуражку с буквой Ш. В данном тексте преобладает обыденный мир, который имеет очень много бытовых вещей: одежда, книги, телевизор с линзой, картина в золочёной раме (на ней нарисован букет мимозы), нож, лимон, портреты вождей, лозунги, галоши, портфель, еда (щи) и т.п.: «Возьми-ка щец. Не выливать же. Только кастрюлю верни...Спускаясь с мальчиком вниз, он (лифтёр) приподнял крышку и долго, с удовольствием нюхал капустную жижу».
Мальчик, существуя в этом пространстве, одновременно находится и в другом - в волшебном. Ведь именно с ним связаны скудные описания погоды (не-предмета): «На улице ещё не кончилась ночь. Шёл снег с дождём...Мальчик шел с тяжёлым портфелем через дождь и снег». Каждый праздник, подражая улице, мальчик вывешивал украшения: звёзды, лозунги, портреты вождей, и на тахте проводил парад оловянных солдатиков и шахматных облупленных фигур. У коней были начисто оторваны морды». Во второй цитате подчёркивается необычность игрушек мальчика, показывая этим их отнесённость к волшебному миру.
Способность переходить из одного пространства в другое в рассказе Виктора Ерофеева «Галоши» имеют Зоя Николаевна (учительница начальных классов) и директор школы: «Зоя Николаевна перестала смеяться и, продолжая держать галоши в руке, во все глаза глядела на мальчика. И тут она заметила, что над головой этого неопрятного первоклассника, над его стриженной под ноль головой светится тонкий, как корочка льда, кружок нимба.