Главная » 2016»Июнь»28 » Как развивать критическое мышление учащихся?
Как развивать критическое мышление учащихся?
Как развивать критическое мышление учащихся?
Информационная статья
Автор: Алимбетова Гульмира Туретаевна, учитель русского языка и литературы КГУ СШ № 273 города Байконур.
Перед современным учителем стоят многочисленные проблемы в сфере обучения, активизации учеников в урочной и внеурочной деятельности. Выбор данной темы был обусловлен тем, что в процессе проведения первого коучинг-занятия учителя попросили ознакомить с методикой использования стратегий для развития критического мышления учащихся, которые они могли бы применить на своих уроках.
Целью моего коучинга было сформировать у учителей знания и навыки применения стратегий для развития у учеников критического мышления на уроках.
Ключевые идеи, с которыми я хотела познакомить учителей – критическое мышление, диалоговое обучение, Таксономия Блум, тонкие и толстые вопросы.
Активити «Маяк» помог оживить учителей и создать непринуждённую обстановку на сессии, чтобы обеспечить коллаборативную среду на коучинге.
После обсуждения правила работы в группе учителя разрабатывали постеры на вопросы «Что такое критика?», «Что такое критическое мышление?», «Зачем нужно критическое мышление?». Тем самым я хотела, чтобы учителя чётко различали понятия «критика» и «критическое мышление». По заполнению постера можно было видеть, что учителя не в полной мере понимают смысл слова «критическое мышление», какое мышление можно считать критическим.
Защита постера помогла выявить лидеров группы, которые берут на себя ответственность за работу группы.
После просмотра видеоролика «Сегодня прекрасный день» состоялся диалог между коучем и участниками:
Какое мышление продемонстрировала девушка?
Как бы Вы поступили на месте девушки? Слепого?
Чтобы ознакомить с теоретическими основами критического мышления, продемонстрировала презентацию «Критическое мышление», остановилась на основных этапах критического мышления: вызов, осмысление и рефлексия.
Так как Таксономия Блума, в рамках которойможно рассматривать критическое мышление, является широко используемой иерархической моделью навыков мышления, я посчитала нужным ознакомить учителей с ней.
Я сделала акцент на том, что критическое мышление ассоциируется с более высоким уровнем мыслительных процессов, но все уровни могут рассматриваться как необходимые для критического мышления. Необходимо первоначально собрать и осмыслить знания перед их критическим применением, анализом, синтезом и/или оценкой.
Так как вопросы высокого порядка направлены на воспитание умения ученика применять, реорганизовывать, пополнять, оценивать, анализировать информацию, я дала учителям задание написать несколько вопросов. Чтобы учителя научились различать «тонкие» и «толстые» вопросы, я дала определение «тонких» и «толстых» вопросов, потом они распределяли вопросы в две колонки: «тонкие» и «толстые». Думаю, таким образом, я научила учителей различать вопросы «высокого» и «низкого» порядка.
Также я акцентировала внимание учителей на том, что именно «толстые» вопросы развивают критическое мышление детей, учат их анализировать, синтезировать, делать выводы, давать оценку явлениям и событиям.