Актуальность исследования. Современные преобразования, происходящие в экономической, социально-политической, культурной и духовной жизни российского общества, предъявляют новые требования к личностным качествам выпускников общеобразовательных учреждений. Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать граждански значимые качества, определяющие современное качество образования: благонравие и духовность, патриотизм, ориентированность на семью, этническую толерантность и т. д. [Кумицкая, Жиренко, 2009, c. 5]
Толерантность свойственна русскому социуму, она исторически выявлялась в равной заинтересованности, в добрососедских отношениях и с Западом, и с Востоком. России всегда была чужда культивируемая во многих европейских странах (Великобритания, Германия и др.) идея извечного конфликта Востока и Запада. В современных условиях толерантность по отношению к Западу и Востоку принципиально важна для нашей страны и с точки зрения ее геополитического выживания, и в целях обретения своего достойного места в динамически изменяющемся мировом человеческом сообществе.
Все больше в нашей стране звучат разговоры о толерантности и уважении к другим культурам и религиям, но необходимо отметить тот факт, что в реальности часто встречается противоречащее понятию толерантность — интолерантность, которое объясняется как нетерпение к инакомыслию или отличиям. В последние 10-15 лет этническая толерантность русских основательно подрывалась, ибо идеологически целенаправленно дискредитировалось одно из важнейших позитивных понятий, да и сам феномен в национально-этнических отношениях — дружба народов. И это в стране, которая исторически формировалась и развивалась на полиэтнической основе.
Цель данного исследования: определение возможностей современного школы для формирования такого граждански значимого качества личности, как этническая толерантность, и апробация инструментов для диагностики сформированности данного качества.
Объект исследования: процесс формирования и диагностики этнической толерантности у учащихся общеобразовательной школы.
Предмет исследования: формирование этнической толерантности учащихся в ходе реализации в общеобразовательной школе специальных воспитательных программ.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами решались следующие задачи:
- рассмотреть проблему этнической толерантности в трудах отечественных и зарубежных авторов;
- раскрыть формы и методы осущлениествя воспитания этнической толерантности в школе;
- разработать методику формирования этнической толерантности в школе;
- разработать и апробировать инструмент для диагностики сформированности этнической толерантности.
Теоретико-методологической основой исследования являются: основные положения теории развития личности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.); теория управления учебно-воспитательным процессом (Ю. К. Бабанский, В. И. Бочкарев, И. П. Иванов, В. А. Караковский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, М. М. Поташник, С. Т. Шацкий, Н. Е. Щуркова и др.); труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме формирования и развития личности в процессе учебной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования этнической толерантности учащихся общеобразовательной школы будет более эффективным при системном подходе — внедрении и реализации во внеурочной деятельности программ гражданско-правового воспитания.
Опытно-экспериментальной базой исследования послужила МБОУ СОШ № 23 п. Кучугуры муниципального образования Темрюкский район, где в 2013—2014 году была реализована “Надпредметная программа гражданско-правового воспитания”, разработанная автором данной работы. Программа предполагала системную работу по развитию граждански значимых качеств личности, в первую очередь этнической толерантности.
Поскольку объективные результаты воспитательной работы зачастую необходимы при оценке работы в малых группах (группы риска, кружки, школьные клубы), при разработке инструментов для диагностики сформированности этнической толерантности ставилась задача разработки опросника, дающего статистически значимые результаты на малой выборке испытуемых. В данной работе приводится пример анализа теста, разработанного на основе экспресс-опросника “Индекс толерантности” (Г. У. Солдатовой, О. А. Кравцовой, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгеровой). Анализ опросника ведется на основе модели датского математика Георга Раша.
Опросник апробируется на группе учащихся 9-11-го классов МБОУ СОШ №23 — активе школьного самоуправления (2013-2014 учебный год, N = 7).
Структура работы: дaннaя рaбoтa сoстoит из ввeдeния, 2 глaв (тeoрeтичeскoй и прaктичeскoй), зaключeния и спискa рaссмoтрeннoй тeoрeтичeскoй литeрaтуры.
Скачать работу
|