Н.А. Гурьянова
Недавно я искала информацию о подготовке к ЕГЭ по русскому языку учащихся старшей школы к сочинению. Наткнулась интересном сайте Первый ЕГЭ-Центр на высказывание Светланы Дементьевой « Прежде всего, для написания хорошего сочинения не нужно иметь богатую фантазию. Тут скорее нужно иметь железную логику! Логику, практически юриста. А само сочинение должно напоминать речь адвоката или прокурора в суде. Тут все зависит от отношения к главному герою или к теме сочинения...»
Эти слова воодушевили меня на написание рекомендаций, которые, надеюсь, кому-то пригодятся. Я назвала их «Добрые советы по написанию итогового сочинения в 11 классе». Считаю, что тяжело перестроиться так быстро от блока сочинения в ЕГЭ по русскому языку и заставить творчески работать мозг даже учителю с большим опытом. На уроке литературы преподаватель с трудом успевает рассказать, ЧТО нужно писать в сочинении. Вопрос, КАК это нужно делать, времени не остается. Но и эта задача вполне по зубам современному педагогу.
Итак, с чего начинается сочинение?
Верно, с темы. Однако многие думают, что тема – это четко сформулированный вопрос. А ведь даже ТЕМУ нужно ПОНЯТЬ.
Все важные для анализа произведения понятия следует разделить на три группы:
- принадлежащие собственно к тексту (текст при этом следует представить в линейной последовательности букв, слов, предложений, абзацев, глав, томов и т.п.; важно указать, что он имеет собственную внутреннюю, причем часто очень сложную, структуру);
- принадлежащие миру художественной реальности (это тот мир, который представлял себе писатель и который стремится вообразить себе читатель);
- принадлежащие реальному миру, существовавшему в определенное время и в определённом месте (это и период жизни и творчества писателя, и тот период истории, который вдохновил автора произведения).
Затем нужно определить, какое понятие к чему относится. Очень удобно начать с тройки прототип/образ/персонаж. Итак, прототип - это часть реального мира (живой человек), образ - часть мира художественной реальности (как бы портрет, нарисованный писателем), а персонаж - это точка в сложном пространстве текста (как бы сыгранная роль). Сообщаем детям, что слово герой по смыслу приближается к слову персонаж (вспомним о положительных и отрицательных, о поступках героев).
Остановим внимание учеников на понятии образ. Покажем им, что каждый писатель по-своему решает вопрос о том, какие черты характера, внешности, поведения героя считать значительными, а какие - нет. Вводим понятие авторская оценка и авторская позиция (подробнее о них придется поговорить позже). Напомним ребятам, что у грибоедовской старушки Марьи Дмитриевны Ахросимовой был один и тот же прототип. Они попытаются сравнить чеховскую Душечку и... Наташу Ростову. Скажем им, что при сравнении образов нужно обязательно составить список значимых (с точки зрения автора произведения) признаков описания каждого героя, выделить совпадающие и не совпадающие.
Скачать статью полностью
|